Содержание и средства эстетического воспитания дошкольников

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает:

- изучение элементов теории эстетики;

- систематическое общение с художественной культурой;

- организованное участие в художественном творчестве.

Базисная программа развития дошкольников «Истоки» представляет содержание эстетического воспитания в следующих блоках (старший дошкольный возраст):

- художественная литература (приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование запаса литературно-художественных впечатлений);

- изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности);

- художественная декоративная деятельность, детский дизайн;

- дети в музее изобразительного искусства (развитие художественной культуры дошкольников в условиях социокультурной среды музея);

- музыка (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: быта, природы, искусства, деятельности.

Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта. Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты. Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.

Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством эстетического воспитания она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному.

Средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с конкретными видами искусств (театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн).

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Необходимо искать и находить «золотую середину». Перенасыщение также вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

Новые статьи:

Оценка качества дистанционного обучения
Хотя в концепции дистанционного обучения нет ничего нового, усовершенствования в технологиях, на которые оно опирается, крайне усложняют оценку подходов к обучению. Существует некоторые критерии для определения эффективности образовательных программ с применением современных технологий. 1. Во-первы ...

Классификация современных информационных технологий
Существующие в настоящее время ИТ классифицируются по различным признакам. ИТ, в частности, различаются по типу обрабатываемой информации, но могут объединяться в интегрированные технологии. любая классификация в известной мере условна, поскольку большинство этих ИТ позволяет поддерживать и другие ...

Семья как социально-психологический фактор воспитания
Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждения и холодности - все ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru