Содержание и структура обследования мышления и речи детей с ЗПР и детей с нормальным речевым развитием

Новое образование » Основные характерные трудности мыслительных процессов и связной речи у дошкольников с ЗПР » Содержание и структура обследования мышления и речи детей с ЗПР и детей с нормальным речевым развитием

Страница 3

4 балла – ребенок правильно назвал и связал с нужным временем года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

3 балла – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

2 балла – ребенок правильно определил времена года, только на 1-2 картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

1 балл – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

Диагностика на выявление запаса сведений и представлений об окружающем; понимание безречевых инструкций.

«Кому чего недостает?»

Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить подходящими карточками, которые предварительно вырезаются.

Оценка:

5 баллов – время выполнения задания оказалось меньше, чем 30 сек.

4 балла – время выполнения задания составило от 50 сек. до 69 сек.

3 балла – время выполнения задания заняло от 70 сек. до 89 сек.

2 балла – время выполнения задания оказалось, в пределах от 90 до 109 сек.

1 балл – время выполнения задания заняло, от 110 сек и выше.

9. Диагностика понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода – «Аналитические задачи» (составлены Н.В. Бабкиной).

Детям предъявляются две сюжетно-логические задачи (одна с прямым утверждением, другая – с обратным) с интересным для них содержанием, например:

Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая – с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем? (задача с прямым утверждением).

Буратино и Пьеро соревновались в меткости, один из них бросил в цель камушки, а другой шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками? (задача с обратным утверждением).

Оценка:

5 баллов – дети внимательно вслушиваются в условия задачи, повторяют про себя и не спешат с ответом, отвечают уверенно и правильно.

4 балла – дети решают задачу с помощью взрослого, который постоянно фиксирует его внимание на условии задачи, помогает «не соскальзывать с нужной мысли».

3 балла – у детей возникают стойкие затруднения в решении задачи с обратным утверждением. С помощью педагога анализ этих задач проходит успешно. Дети охотно принимают помощь и проявляют заинтересованность в нахождении решения.

2 балла – у детей возникают затруднения в решении задач с прямым утверждением. С помощью педагога анализ этих задач проходит успешно. Интерес ко второй задачи угасает.

1 балл – не справляются с решением задач данного вида из-за сложности анализа вербальной информации и несформированных навыков произвольного поведения.

10. Диагностика связной речи. Пересказ адаптированного текста, повествовательного характера (используется текст «Утята» из пособия М.И. Омороковой, 1999.)

Краткая вступительная беседа по вопросам

У кого какая мама? (у цыплят ., у утят…).

Из чего вылупляются цыплята? А утята?

Кто высиживает куриные яйца? А утиные?

Как ты понимаешь фразу «высиживать яйца».

Кто умеет плавать: курица или утка, цыплята или утята?

Чтение рассказа

Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзину и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червяков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.

Проверка уровня понимания текста

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ

Пересказ текста ребенком

Оценка:

5 баллов – пересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушены, соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства, передается основная мысль текста.

4 балла – пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов (или побуждающих), отмечаются не значительные трудности в реализации замысла, недостаточная развернутость высказывания. Грамматические нормы соблюдены, основная мысль передается.

3 балла – при пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, может нарушаться последовательность событий, отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, лексика авторского текста используется не полностью, преобладают простые распространенные предложения, отмечается аграмматизм.

2 балла – пересказ составлен по вопросам. Ответы односложные, связное высказывание затруднено, словарный запас не большой, в основном, существительные и глаголы, отмечается ошибочное употребление слов, сужение или расширение значение слов, преобладают простые предложения, иногда простые распространенные, отмечается аграмматизм, соскальзывание на побочные темы.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Социальная значимость педагогической профессии
Профессия учителя является одной из древнейших. Первые школы возникли в странах древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества. Постепенно из наблюдений, в процессе строительства городов и гидротехнических сооружений накапливался опыт общественно полезной деятельности, связанной ...

Пьезоэлектрические свойства полимеров
Пьезоэлектричеством называется генерирование диэлектриками электрических зарядов при их механической деформации (нагружении) или механическая деформация диэлектриков при приложении внешнего электрического поля. Использование полимеров в качестве пьезоэлектриков в настоящее время широко распростране ...

Механизмы и формы дислексий
О сложности проблемы дислексий говорит разнообразие научных толкований природы нарушений чтения. Остановимся на определении дислексии, данном Р.И. Лалаевой: “Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru