Содержание и структура обследования мышления и речи детей с ЗПР и детей с нормальным речевым развитием

Новое образование » Основные характерные трудности мыслительных процессов и связной речи у дошкольников с ЗПР » Содержание и структура обследования мышления и речи детей с ЗПР и детей с нормальным речевым развитием

Страница 3

4 балла – ребенок правильно назвал и связал с нужным временем года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

3 балла – ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

2 балла – ребенок правильно определил времена года, только на 1-2 картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

1 балл – ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

Диагностика на выявление запаса сведений и представлений об окружающем; понимание безречевых инструкций.

«Кому чего недостает?»

Перед ребенком кладут сюжетную картинку, на которой есть ряд пустых мест. Их надо заполнить подходящими карточками, которые предварительно вырезаются.

Оценка:

5 баллов – время выполнения задания оказалось меньше, чем 30 сек.

4 балла – время выполнения задания составило от 50 сек. до 69 сек.

3 балла – время выполнения задания заняло от 70 сек. до 89 сек.

2 балла – время выполнения задания оказалось, в пределах от 90 до 109 сек.

1 балл – время выполнения задания заняло, от 110 сек и выше.

9. Диагностика понимания логических отношений, умения соотносить два суждения для получения вывода – «Аналитические задачи» (составлены Н.В. Бабкиной).

Детям предъявляются две сюжетно-логические задачи (одна с прямым утверждением, другая – с обратным) с интересным для них содержанием, например:

Мальвина и Красная Шапочка пили чай с вареньем. Одна девочка пила чай с вишневым вареньем, другая – с клубничным. С каким вареньем пила чай Красная Шапочка, если Мальвина пила чай с клубничным вареньем? (задача с прямым утверждением).

Буратино и Пьеро соревновались в меткости, один из них бросил в цель камушки, а другой шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросался шишками? (задача с обратным утверждением).

Оценка:

5 баллов – дети внимательно вслушиваются в условия задачи, повторяют про себя и не спешат с ответом, отвечают уверенно и правильно.

4 балла – дети решают задачу с помощью взрослого, который постоянно фиксирует его внимание на условии задачи, помогает «не соскальзывать с нужной мысли».

3 балла – у детей возникают стойкие затруднения в решении задачи с обратным утверждением. С помощью педагога анализ этих задач проходит успешно. Дети охотно принимают помощь и проявляют заинтересованность в нахождении решения.

2 балла – у детей возникают затруднения в решении задач с прямым утверждением. С помощью педагога анализ этих задач проходит успешно. Интерес ко второй задачи угасает.

1 балл – не справляются с решением задач данного вида из-за сложности анализа вербальной информации и несформированных навыков произвольного поведения.

10. Диагностика связной речи. Пересказ адаптированного текста, повествовательного характера (используется текст «Утята» из пособия М.И. Омороковой, 1999.)

Краткая вступительная беседа по вопросам

У кого какая мама? (у цыплят ., у утят…).

Из чего вылупляются цыплята? А утята?

Кто высиживает куриные яйца? А утиные?

Как ты понимаешь фразу «высиживать яйца».

Кто умеет плавать: курица или утка, цыплята или утята?

Чтение рассказа

Одной хозяйке захотелось развести утят, но утки у нее не было, а была только курица. Хозяйка купила утиных яиц, положила их в корзину и усадила на них курицу. Курица высидела утят. Она радовалась, учила детей червяков выкапывать. Однажды курица повела детей на берег пруда. Утята завидели воду и бросились в нее. Бедная курица разволновалась, она бегала по берегу и кричала, а утята не думали выходить на берег. Они весело плавали в воде.

Проверка уровня понимания текста

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ

Пересказ текста ребенком

Оценка:

5 баллов – пересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушены, соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства, передается основная мысль текста.

4 балла – пересказ составлен с некоторой помощью в виде уточняющих вопросов (или побуждающих), отмечаются не значительные трудности в реализации замысла, недостаточная развернутость высказывания. Грамматические нормы соблюдены, основная мысль передается.

3 балла – при пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропуски частей текста без искажения смысла, может нарушаться последовательность событий, отмечаются трудности в построении высказываний, многочисленные паузы, повторы фраз, словарный запас ограничен, лексика авторского текста используется не полностью, преобладают простые распространенные предложения, отмечается аграмматизм.

2 балла – пересказ составлен по вопросам. Ответы односложные, связное высказывание затруднено, словарный запас не большой, в основном, существительные и глаголы, отмечается ошибочное употребление слов, сужение или расширение значение слов, преобладают простые предложения, иногда простые распространенные, отмечается аграмматизм, соскальзывание на побочные темы.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Экспериментальное исследование развития музыкальности детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы ДОУ при ОУ СОШ № 4 «Дошкольные группы» г.Сызрани Самарской области. Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального ...

Особенности обучения родному языку в разных возрастных группах
Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, действия с ними. Существенной особенностью речи детей этого возраста является искажение звуковой и морфологической структуры слов-наимен ...

Оценка качества дистанционного обучения
Хотя в концепции дистанционного обучения нет ничего нового, усовершенствования в технологиях, на которые оно опирается, крайне усложняют оценку подходов к обучению. Существует некоторые критерии для определения эффективности образовательных программ с применением современных технологий. 1. Во-первы ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru