Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе

Страница 2

Расширяются и углубляются теоретико-литературные представления учащихся. Дети получают представление о прозе, рассказе, выходят на осмысление особенностей авторской сказки, учатся определять тему произведения, без введения термина работают над идеей произведения как главной мыслью автора. Расширяются и конкретизируются представления учеников-читателей о способах создания характера героев произведения, о возможностях художников слова в воссоздании художественной картины мира и изображении настроений и чувств человека. В итоге учебно-познавательной деятельности по анализу художественных произведений, изучающихся во втором классе, учащиеся овладевают следующими терминами: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение.

Учащиеся второго класса знакомятся с произведениями, понятными и близкими им по тематике и проблемам: это школьная жизнь детей, жизнь семьи, жизнь природы. В процессе чтения и анализа произведений дети размышляют над проблемами взаимоотношений людей, человека и природы, начинают осмысливать нравственные представления людей о настоящей дружбе и коллективизме, о великодушии и человечности, о смелости как преодолении страха, об ответственности за другого человека.

Усложняются виды самостоятельной работы учеников-читателей с текстом: они впервые занимаются сопоставительным анализом лирических произведений, составляют характеристику героя, учатся пересказывать текст от имени героя, от чтения по ролям переходят к инсценированию.

Во втором классе дети должны читать наизусть 11-12 стихотворений, 2-3 небольших логически законченных отрывка из прозаических произведений (15-20 строчек), что способствует расширению их литературного багажа, развитию памяти, воображения, формированию коммуникативных навыков.

Алгоритм работы над произведением включает общепринятую последовательность изучения текста.

Подготовка к первичному восприятию текста

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.

Возможные методические приемы: антиципация содержания текста по заголовку, иллюстрации к нему; рассматривание выставки книг или книги, в которую включено изучаемое произведение; рассказ учителя о событиях, рассматриваемых в произведении; рассматривание репродукций картин; слушание музыкального произведения; просмотр кинофрагментов, диафильмов; беседа на тему, близкую теме произведения; беседа о творчестве писателя или поэта; викторина по его произведениям; чтение и объяснение непонятных для учащихся слов; чтение трудных для учащихся в техническом отношении слов и т.д.

Первичное восприятие текста

Цель: обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению.

Возможные методические приемы: чтение текста учителем, самостоятельное чтение учащимися, комбинированное чтение, прослушивание записи чтения текста мастером художественного слова.

Проверка первичного восприятия текста

Цель: оценка качества самостоятельного восприятия текста; корректировка задуманного учителем хода анализа текста.

Возможные методические приемы: беседа, выявляющая эмоциональный отклик на произведение и понимание его общего смысла детьми.

Мотивация перечитывания и анализа произведения

Цель: пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе. Возможные методические приемы: постановка проблемных вопросов, поиск неточностей в иллюстрации, сопоставление разных вариантов прочтения, объяснение непонятных слов.

Анализ текста

Цель: углубить восприятие произведения, освоение идеи произведения.

Возможные методические приемы: последовательное перечитывание вслух с комментариями; самостоятельное перечитывание с различного рода заданиями; составление плана; сопоставление с произведением на ту же тему; стилистический эксперимент и т.д.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Психолого-педагогический аспект изучения мнестической деятельности. Понятие «двигательная память» и её характеристика
Память представляет собой отражение реальной действительности, психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходи ...

Развитие воспитательной системы
Воспитательная система - не застивший, а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия детей, те или иные виды деятельности, организационные структуры; усложняется и упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, ...

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Формиров ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru