Сущность, структура и виды самостоятельной работы

Страница 3

Огромное значение работы с книгой во многом объясняется особенностями письменной речи. При восприятии письменной речи в отличие от восприятия устной нет принудительного темпа, нет непрерывности - ученик, читая, может остановиться, чтобы обдумать прочитанное, может возвращаться неоднократно к одному и тому же материалу, изложенному в одной и той же системе, для того чтобы глубже продумать, осмыслить материал или отдельные, наиболее трудные для понимания части.

Все это (возможность остановиться, продумать, перечитать несколько раз текст, сопоставить его с ранее прочитанным) обеспечивает глубокое, осмысленное, сознательное и прочное усвоение знаний, применение их к решению учебных задач.

Обучение учащихся умению работать с книгой, обучение чтению, в широком значении этого слова, в начальных классах осуществляется на уроках чтения и природоведения, на уроках математики и грамматики.

В начальных классах широко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Творцом целой системы многообразного дидактического материала для самостоятельных занятий детей в школе была талантливый педагог Ю.И. Фаусек (1863-1943). Ею были составлены книги-самоделки для чтения, альбомы для занятий по естествознанию, многочисленные карточки для списывания и т.п. Об этом более подробно будет идти речь во 2 главе.

В настоящее время дидактический материал, который используется в начальных классах, очень разнообразен. Это набор карточек с рисунками, буквами, слогами, словами, текстом, цифрами, задачами; разрезная азбука; счетный материал - палочки, кружки; модели геометрических фигур; трафареты овощей, животных и т.д.

Дидактический материал может быть трех видов: один - служащий для закрепления и повторения приобретенных детьми знаний, умений и навыков, следовательно, составленный соответственно программе; другой - пропедевтический по своему содержанию, тоже составленный по программе, но ведущий детей вперед и помогающий им легче и быстрее усваивать изучаемый материал; третий - не относящийся к программе, но расширяющий кругозор детей, возбуждающий у них интерес к знанию, прививающий любовь к умственной работе.

Своеобразие самостоятельной работы с дидактическим материалом состоит в том, что в ходе этой работы дети имеют дело с вещами, предметами. Они могут их держать в руках, складывать, перекладывать, комбинировать и т.д. Все это открывает большие возможности для удовлетворения потребности маленьких детей все трогать, все ощупывать, для формирования моторного чувства.

В последнее время стали получать распространение самостоятельные работы над таким материалом, как учебный фильм, презентация, репродукции электронных энциклопедий, видеоролики, мультфильмы, клипы детских песен, телепередача и т.п.

3. Самостоятельные работы различаются по характеру деятельности, которой они требуют от учащегося. С этой точки зрения различают работы:

- по заданному образцу (например, письмо букв, цифр, склеивание коробочки и т.п.), т.е. работы, основанные главным образом на подражании;

- по правилу или целой системе правил. Эго работы, требующие от детей самостоятельного применения знаний, умений, усвоенных ранее под руководством учителя;

- конструктивные, требующие творческого подхода. При этом либо указывается предмет, который надо сконструировать, либо указывается вопрос, тема, которую нужно раскрыть. Например: сделать какую-нибудь игрушку для детей подшефного детского сада, написать сочинение на такую-то тему и т.п. Здесь учащемуся предоставляется значительная свобода, самостоятельность как в определении содержания, так и в выборе приемов работы.

4. По способу организации различают следующие виды самостоятельной работы:

- общеклассная (фронтальная), когда все учащиеся класса выполняют одну и ту же работу;

- групповая, когда различные группы учащихся работают над различными заданиями;

- индивидуальная, когда каждый учащийся работает по особому заданию;

Чаще всею самостоятельная работа организуется как работа фронтальная. Однако при такой организации работы одни учащиеся работают не и полную меру сил, для других она оказывается непосильной, и они теряют веру в свои возможности.

Вполне естественно, что вдумчивые, творчески работающие учителя, не отказываясь вовсе от фронтальных заданий, всемерно стремятся использовать все способы организации самостоятельной работы учащихся.

Довольно часто проводится и групповая самостоятельная работа учащихся, работа по вариантам. Такая организация самостоятельной работы проводится почти исключительно в целях предупреждения списывания. Конечно, и от подобной организации нельзя совсем отказаться, но передовые учителя все чаще в последнее время группируют учащихся, исходя из учета уровня их подготовки. Как правило, эти группы не являются постоянными.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Формы организации обучения старших дошкольников
Организация эффективного обучения возможна только при знании и умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса. Понятие «форма организации обучения», или, как еще говорят, организационная форма обучения, имеет иной смысл. Слово «forma» в переводе с латинского означает н ...

Исследование связной речи
Составление рассказа по серии сюжетных картинок “Бобик” (пять картинок) или по другой серии из 4-5 картинок. Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ. Оценка производилась по трем критериям. а) Критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соот ...

Показатели полноценного психологического развития ребенка в дошкольный период, как условие его успешной адаптации
Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ре­бенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней В. Прейер описывает резу ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru