Сущность, структура и виды самостоятельной работы

Страница 3

Огромное значение работы с книгой во многом объясняется особенностями письменной речи. При восприятии письменной речи в отличие от восприятия устной нет принудительного темпа, нет непрерывности - ученик, читая, может остановиться, чтобы обдумать прочитанное, может возвращаться неоднократно к одному и тому же материалу, изложенному в одной и той же системе, для того чтобы глубже продумать, осмыслить материал или отдельные, наиболее трудные для понимания части.

Все это (возможность остановиться, продумать, перечитать несколько раз текст, сопоставить его с ранее прочитанным) обеспечивает глубокое, осмысленное, сознательное и прочное усвоение знаний, применение их к решению учебных задач.

Обучение учащихся умению работать с книгой, обучение чтению, в широком значении этого слова, в начальных классах осуществляется на уроках чтения и природоведения, на уроках математики и грамматики.

В начальных классах широко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом.

Творцом целой системы многообразного дидактического материала для самостоятельных занятий детей в школе была талантливый педагог Ю.И. Фаусек (1863-1943). Ею были составлены книги-самоделки для чтения, альбомы для занятий по естествознанию, многочисленные карточки для списывания и т.п. Об этом более подробно будет идти речь во 2 главе.

В настоящее время дидактический материал, который используется в начальных классах, очень разнообразен. Это набор карточек с рисунками, буквами, слогами, словами, текстом, цифрами, задачами; разрезная азбука; счетный материал - палочки, кружки; модели геометрических фигур; трафареты овощей, животных и т.д.

Дидактический материал может быть трех видов: один - служащий для закрепления и повторения приобретенных детьми знаний, умений и навыков, следовательно, составленный соответственно программе; другой - пропедевтический по своему содержанию, тоже составленный по программе, но ведущий детей вперед и помогающий им легче и быстрее усваивать изучаемый материал; третий - не относящийся к программе, но расширяющий кругозор детей, возбуждающий у них интерес к знанию, прививающий любовь к умственной работе.

Своеобразие самостоятельной работы с дидактическим материалом состоит в том, что в ходе этой работы дети имеют дело с вещами, предметами. Они могут их держать в руках, складывать, перекладывать, комбинировать и т.д. Все это открывает большие возможности для удовлетворения потребности маленьких детей все трогать, все ощупывать, для формирования моторного чувства.

В последнее время стали получать распространение самостоятельные работы над таким материалом, как учебный фильм, презентация, репродукции электронных энциклопедий, видеоролики, мультфильмы, клипы детских песен, телепередача и т.п.

3. Самостоятельные работы различаются по характеру деятельности, которой они требуют от учащегося. С этой точки зрения различают работы:

- по заданному образцу (например, письмо букв, цифр, склеивание коробочки и т.п.), т.е. работы, основанные главным образом на подражании;

- по правилу или целой системе правил. Эго работы, требующие от детей самостоятельного применения знаний, умений, усвоенных ранее под руководством учителя;

- конструктивные, требующие творческого подхода. При этом либо указывается предмет, который надо сконструировать, либо указывается вопрос, тема, которую нужно раскрыть. Например: сделать какую-нибудь игрушку для детей подшефного детского сада, написать сочинение на такую-то тему и т.п. Здесь учащемуся предоставляется значительная свобода, самостоятельность как в определении содержания, так и в выборе приемов работы.

4. По способу организации различают следующие виды самостоятельной работы:

- общеклассная (фронтальная), когда все учащиеся класса выполняют одну и ту же работу;

- групповая, когда различные группы учащихся работают над различными заданиями;

- индивидуальная, когда каждый учащийся работает по особому заданию;

Чаще всею самостоятельная работа организуется как работа фронтальная. Однако при такой организации работы одни учащиеся работают не и полную меру сил, для других она оказывается непосильной, и они теряют веру в свои возможности.

Вполне естественно, что вдумчивые, творчески работающие учителя, не отказываясь вовсе от фронтальных заданий, всемерно стремятся использовать все способы организации самостоятельной работы учащихся.

Довольно часто проводится и групповая самостоятельная работа учащихся, работа по вариантам. Такая организация самостоятельной работы проводится почти исключительно в целях предупреждения списывания. Конечно, и от подобной организации нельзя совсем отказаться, но передовые учителя все чаще в последнее время группируют учащихся, исходя из учета уровня их подготовки. Как правило, эти группы не являются постоянными.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Организация и методики исследования
Для реализации поставленной цели экспериментального исследования особенностей двигательной памяти у старших дошкольников с моторной алалией был проведен констатирующий эксперимент. В эксперименте приняли участие 40 детей в возрасте 5-7 лет, из них – 20 нормально говорящих детей (дошкольное учрежден ...

Образовательный аспект темы "Периодический закон"
Периодический закон и периодическая система элементов — это не только один из важнейших законов природы, это и методическая основа изучения химии. Это, с одной стороны, цель, с другой — средство изучения химии. На основе периодического закона Д. И. Менделеев создает стройный курс, нашедший свое выр ...

Методика коррекции нарушений грамматического строя речи
На данном этапе работы главная задача заключается в преодолении и предупреждении ошибочных словосочетаний в речи учащихся, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений. В процессе этой работы обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, на употребление ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru