Сущность, структура и виды самостоятельной работы

Страница 2

1. Самостоятельные работы различаются по их дидактической цели.

Они могут быть направлены на: подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение учащимися новых знаний; закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний; выработку, закрепление и совершенствование умений и навыков.

До недавнего времени младшим школьникам предлагались самостоятельные работы, направленные, как правило, на закрепление и совершенствование ранее приобретенных знаний, умений и навыков. Эти работы ставили перед учащимися не новые задачи, а подобные тем, которые они выполняли под непосредственным руководством учителя.

Практика, однако, показала, что учащимся начальных классов вполне доступна самостоятельная работа, направленная на изучение и усвоение новых знаний.

При использовании самостоятельной работы с целью получения новых знаний учитель тщательно продумывает план этой работы, который может быть записан на доске, на большом листе бумаги либо на карточках. В плане предусматривается и разъясняется цель работы и путь ее достижения. В соответствии с этим план самостоятельной работы делится «а два основных раздела: что ученик должен сделать, чтобы получить новое знание; что надо знать (узнать) и уметь рассказать.

Однако в такой самостоятельной работе все ее структурные элементы заданы учителем в готовом виде. Поэтому уровень самостоятельности учащихся в такой работе недостаточно высок. Ее можно и нужно рассматривать, как определенную ступень в вооружении учащихся умением самостоятельно приобретать новые знания.

К самостоятельной работе, требующей выполнения новой задачи, учащихся необходимо готовить. Следует учить детей самостоятельно прочитать задание в учебнике, на доске или на карточке, разобраться в последовательности предстоящей работы, выполнить ее и в результате сделать нужный вывод. По мере того как ученики овладевают необходимыми умениями, им следует предоставлять больше самостоятельности в нахождении способов выполнения задания, в планировании работы и т.п.

Особенно большое место в младших классах школы занимают самостоятельные работы, направленные на выработку, закрепление и совершенствование умений, навыков, рациональных учебных действий в целом.

Одним из важнейших условий успешного формирования у младших школьников умений и навыков является осознание школьниками как самих действии, так и последовательности действий, которые надо применить, чтобы выполнить предложенное задание, решить орфографическую, математическую, трудовую или иную задачу.

Как показывают практика и специальные исследования, осознанию учащимися действий, необходимых для успешного выполнения задания, формированию определенного способа действия и тем самым четкого, последовательного и строго доказательного мышления содействуют такие упражнения, предложенные для самостоятельной работы, в которых даются:

указания-предписания о характере и последовательности действий, необходимых для правильного выполнения задания;

программа действий, которая определяет, какие операции нужно выполнить ученику и в какой последовательности;

предписания алгоритмического типа.

2. Самостоятельные работы различаются по материалу, над которым работают учащиеся.

Материалом, над которым самостоятельно работают учащиеся, могут быть предметы и явления окружающей действительности. Ученики считают, измеряют, создают те или иные предметы. Они наблюдают за предметами и явлениями непосредственно в природе или в школе, проводя опыты, эксперименты, выполняя лабораторные задания.

Самостоятельные работы, связанные с наблюдением, постановкой опытов, с проведением практических и лабораторных работ, имеют очень большое значение, так как содействуют развитию у учащихся наблюдательности, исследовательских умений и навыков. Обучение учащихся такого рода самостоятельным работам осуществляется на предметных уроках.

Большое место в начальных классах занимает самостоятельная работа с учебной книгой, ее текстом, иллюстрациями, картами и т.д.

Умение работать с книгой - одно из важнейших умений учиться. Без овладения умением рационально работать с учебной книгой невозможно осуществление учебного процесса, невозможно полноценное усвоение знаний, так как такие важные структурные компоненты процесса усвоения, как осмысливание и закрепление, осуществляются в процессе работы с учебником. Без овладения умением работать с книгой учебный труд не может быть трудом, полным мысли, не может быть самостоятельным трудом. Неумение работать с книгой приводит к тому, что учебный труд теряет свою прелесть, становится мучением для ученика.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Современные тенденции: пути формирования экологической культуры
Выживание человечества зависит от его нравственного совершенствования. Сегодня для дальнейшего развития цивилизации становиться очевидной необходимость формирования экологической культуры на основе ценностей экологической этики. Экологическая культура должна проявляться в социальной активности и гр ...

Педагогические условия взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука ед ...

Развитие представлений о дидактике как науке
Несмотря на большой авторитет, которым пользовался Я. А. Коменский, его представление о дидактике как единственной педагоги­ческой дисциплине, занимающейся формированием человека в пери­од детства и юношества, не получило широкого признания. То же самое относится и к его трактовке дидактики как «ис ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru