Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа.
Например, мифология эвенков, как и других первобытных народов, носит эколого–генетический характер, в связи с чем сохранилось достаточно резкое разделение на своих и чужих – по роду занятий, языку, внешнему виду, фенотипу и т. д. Вражда между родственниками (например, героем и его тестем) обусловлена во многом тем, что они принадлежали к разным родам, что в родоплеменном обществе чужака, инородца делало врагом. В противоположность этому фраза "Я эвенка – ты тоже эвенк" могла стать ключевой в установлении межличностных контактов и взаимопомощи. В эвенкийском фольклоре представлено несколько типов культурных героев. К ним относятся,
-во–первых, мать–прародительница или девушка, наделяющая героев магическим знанием и открывающая тайны природы;
-во–вторых, – животные, прежде всего медведь и лиса, передавшие человеку навыки оленеводства и охоты;
-в–третьих, – шаманы, научившие пользоваться огнем и указавшие лучшие пути для кочевий и места расселения;
-в–четвертых, – герои–охотники, богатыри, научившие бороться с врагами;
-в–пятых, – русские охотники и переселенцы, приобщившие эвенков к продуктам земледелия, снабдившие их современным оружием.
За героем–богатырем в эвенкийских сказках всегда стоит его род.
Встретив в лесу всего лишь нескольких своих, герой готов выступить против целого народа, похитившего его сестер ("О людях в рыжих одеждах и храбром юноше" ). Часто ему помогает шаман – камланием или советом, например, как в рассматриваемом сказании, посоветовав выпить кровь из сердца кабарги. Эта магическая процедура позволяет стать храбрым и, видимо, ловким. Кабаргу нужно поймать и убить без стрелы. Нарушение цельности жертвы в большинстве мифологических традиций, как и физические дефекты, делает жертвоприношение невозможным, поскольку дар становится неполноценным. Поэтому даже человеческие жертвоприношения (например, пленников у ацтеков) предполагали "аккуратное пленение", оглушение ударом по голове без видимых физических увечий. В эвенкийском фольклоре образы врагов представлены многогранно. Это и враждебное окружение инородцев, и завоеватели–разбойники, среди которых наиболее часто называются чангиты и Нурговуль.
В большинстве же сказок, как русских, так и эвенкийских, отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.
Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Таким образом, важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Влияние профессиональных качеств социального педагога и социального
работника на взаимоотношения с клиентами
Совершенствование форм, содержания работы центров социального обслуживания семьи и детей лежит в русле решения задач по оказанию эффективной помощи родителям, в установлении благоприятных внутрисемейных отношений во благо детей. Структурами социального обслуживания семьи и детей проделывается больш ...
Стратегические цели и задачи развития системы образования
Тверской области
Миссия образования – создание условий для проявления потенциала личности через развитие образовательной среды, обеспечивающей подготовку человека к успешной общественной и профессиональной деятельности ради: сохранения и укрепления здоровья каждого человека, сохранения и развития духовных и культур ...
Проблемы модернизации профессионального образования и пути их решения
На сегодняшний день проявились такие глобальные проблемы человечества, как экологические, гуманитарные, информационные и другие угрозы. Глобализация задела все структуры человеческого бытия, все институты культуры, а также саму систему образования. Суть образования оказалась практически сведена к о ...