Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа.
Например, мифология эвенков, как и других первобытных народов, носит эколого–генетический характер, в связи с чем сохранилось достаточно резкое разделение на своих и чужих – по роду занятий, языку, внешнему виду, фенотипу и т. д. Вражда между родственниками (например, героем и его тестем) обусловлена во многом тем, что они принадлежали к разным родам, что в родоплеменном обществе чужака, инородца делало врагом. В противоположность этому фраза "Я эвенка – ты тоже эвенк" могла стать ключевой в установлении межличностных контактов и взаимопомощи. В эвенкийском фольклоре представлено несколько типов культурных героев. К ним относятся,
-во–первых, мать–прародительница или девушка, наделяющая героев магическим знанием и открывающая тайны природы;
-во–вторых, – животные, прежде всего медведь и лиса, передавшие человеку навыки оленеводства и охоты;
-в–третьих, – шаманы, научившие пользоваться огнем и указавшие лучшие пути для кочевий и места расселения;
-в–четвертых, – герои–охотники, богатыри, научившие бороться с врагами;
-в–пятых, – русские охотники и переселенцы, приобщившие эвенков к продуктам земледелия, снабдившие их современным оружием.
За героем–богатырем в эвенкийских сказках всегда стоит его род.
Встретив в лесу всего лишь нескольких своих, герой готов выступить против целого народа, похитившего его сестер ("О людях в рыжих одеждах и храбром юноше" ). Часто ему помогает шаман – камланием или советом, например, как в рассматриваемом сказании, посоветовав выпить кровь из сердца кабарги. Эта магическая процедура позволяет стать храбрым и, видимо, ловким. Кабаргу нужно поймать и убить без стрелы. Нарушение цельности жертвы в большинстве мифологических традиций, как и физические дефекты, делает жертвоприношение невозможным, поскольку дар становится неполноценным. Поэтому даже человеческие жертвоприношения (например, пленников у ацтеков) предполагали "аккуратное пленение", оглушение ударом по голове без видимых физических увечий. В эвенкийском фольклоре образы врагов представлены многогранно. Это и враждебное окружение инородцев, и завоеватели–разбойники, среди которых наиболее часто называются чангиты и Нурговуль.
В большинстве же сказок, как русских, так и эвенкийских, отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине.
Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.
Таким образом, важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Ребенок и прекрасное
Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы, поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего ми ...
Обучение графическим редакторам в курсе информатики
и ИКТ
В ходе исследования учебников, используемых для преподавания в школе растровых редакторов, удалось выделить несколько. В основу учебников Макаровой Н.В. «Информатика. 10 класс» [18] заложена идея подготовки пользователя компьютера, владеющего базовой технологией работы в офисе. Учебник состоит из ш ...
Построения начальной школы на принципах народности
В духе идеи народности ставил и разрешал Ушинский и вопрос о школе, о её роли и её задачах. Поэтому его учение о школе в известном смысле можно было бы назвать учением о народной школе. Ушинский, прежде всего, исходил из того положения, что организованное и целеустремлённое воспитание имеет реш ...