Определение уровня понятийного логического мышления осуществлялась на основе методики «Речевые аналогии», результаты исследования представлены в таблицах 3,4 и на рисунке 2.
Таблица 3 Результаты исследования понятийного логического мышления по методике «Речевые аналогии» детей с нарушением зрения
|
Показатели |
Зоны | ||||
|
1 уровень патологии |
2 слабый уровень субнорма |
3 средний уровень, норма |
4 хороший уровень |
5 высокий уровень | |
|
Кол-во человек |
0 |
0 |
8 |
5 |
2 |
|
В % |
0% |
0% |
53,4% |
33,3 % |
13,3% |
По данным, представленным в таблице 3, видим, что большинство из группы испытуемых показали средний уровень понятийного логического мышления - это 8 испытуемых дошкольников. У 5 испытуемых - хороший уровень и у 2- высокий уровень данного показателя. Можно предположить, что данная группа испытуемых владеет достаточными способностями для дальнейшего развития понятийного логического мышления. Зная, что понятийное мышление приходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. Мышление является одним из важнейших познавательных процессов, и поэтому так важно развивать способности мыслительной деятельности на раннем этапе его формирования.
Таблица 4 Результаты исследования понятийного логического мышления по методике «Речевые аналогии» детей с нормативным развитием
|
Показатели |
Зоны | ||||
|
1 уровень патологии |
2 слабый уровень субнорма |
3 средний уровень, норма |
4 хороший уровень |
5 высокий уровень | |
|
Кол-во человек |
0 |
0 |
6 |
7 |
2 |
|
В % |
0% |
0% |
40% |
46,7% |
13,3% |
В таблице 4 показаны результаты исследования среди детей дошкольного возраста с нормативным развитием. У 6 испытуемых - средний уровень, у 7 испытуемых - хороший уровень и у 2 испытуемых - высокий уровень данного виды мышления. Можно сделать предположение о том, что способности мыслительной деятельности вполне развиты, но требуют дальнейшей тренировки. Зная, что мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом. Понятие первоначально отражает сходное, неизменное в явлениях и предметах. Все же существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникнут в школьном возрасте, когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Эти сдвиги выражаются в познании все более глубоких свойств предметов, в формировании необходимых для этого мыслительных операций, возникновении новых мотивов познавательной деятельности.
Рисунок 2. Результаты исследования понятийного логического мышления по методике «Речевые аналогии» детей с нарушением и с нормативным развитием
Условия и принципы реализации непрерывного образования
Современная система образования России испытывает серьезное детерминирующее воздействие со стороны коренных структурных изменений рынка труда. В регионах идут мощные процессы интеграции и реструктуризации экономики, формирующие новые социальные требования, предъявляемые к образованию личностью, общ ...
Психометрические теории интеллекта
Первая работа, в которой была предпринята попытка проанализировать структуру свойств интеллекта, появилась в 1904 году. Ее автор, Чарльз Спирман, английский статистик и психолог, создатель факторного анализа, обратил внимание на то, что между разными интеллектуальными тестами существуют корреляции: ...
Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка
В современных условиях социально-экономического кризиса, семья переживает трудности в полноценной реализации культуры человеческих отношений, которые выражаются в активной адаптации к условиям современного рынка и в возможности моделирования своего жизненного пути. Человек не рождается личностью. Р ...