Исследование особенностей познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушениями зрения

Новое образование » Исследование особенностей познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушениями зрения

Психический мир человека многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития психики он многое может и многое умеет. В свою очередь, психическое развитие возможно благодаря тому, что весь приобретённый опыт и знания сохраняются в сознании человека. Всё, что он узнает, каждое его переживание, впечатление или движение оставляют в его памяти известный след, который может сохраняться достаточно долго и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Познавательные процессы способствуют формированию образов окружающей среды, формированию информационной базы, ориентировочной основы психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере, в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном её результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.

Необходимость изучения развития познавательных психических процессов очевидна, ведь каждый человек ежедневно использует свою память, свое мышление, воображение, речь, внимание. Особую актуальность познавательное развитие приобретает в плане его изучения у людей с особыми образовательными потребностями. В рамках нашего исследования, мы остановимся на психическом развитии ребенка с нарушением зрения, которое имеет свои особенности. Во-первых, ряд психических процессов (ощущение, восприятие, представление) оказываются в прямой зависимости от глубины дефекта. А некоторые психические функции (светоощущение, объем восприятия) зависят также и от характера патологии. Во-вторых, имеются психические процессы состояния, на которые нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (мышление). В третьих имеются такие структурные компоненты психики, которые ни от глубины дефекта, ни от характера патологии не зависят (мировоззрение, темперамент, характер)

К сожалению, детей с нарушением зрения в наше время наблюдаются все больше и больше. У данной группы детей наблюдаются проблемы в обучении, в общении по сравнению с нормально видящими детьми. В то же время, анализ литературы по подготовке детей к обучению в школе с патологией нарушения зрения, не дает исчерпывающей информации по решению обозначенной проблемы. Этими обстоятельствами определяется актуальность исследования.

Целью выпускной аттестационной работы является теоретическое и эмпирическое исследование особенностей познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушением зрения.

Объект - познавательная сфера дошкольников с нарушением зрения.

Предмет - особенности познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушением зрения.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что подготовка детей с нарушениями зрения к обучению в школе, в специализированных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях, способствует оптимальному развитию познавательных процессов.

Для достижения цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи:

1. Изучить и описать особенности психического развития дошкольников подготовительной группы.

2. Охарактеризовать клинические особенности детей с нарушением зрения.

3. Описать психологическую характеристику познавательной готовности дошкольников к обучению в школе.

4. Эмпирическим путем определить особенности познавательной готовности дошкольников с нарушениями зрения к обучению в школе.

Теоретической основой данной работы послужили труды следующих авторов: Абрамовой Г.С., Выготского Л.С., Венгера Л.А., Давыдова В.В., Обуховой Л.Ф., Рубинштейна Л.С., Столяренко Л.Д., Смирнова А.А., Шаграева О.А., а также многие другие работы.

Методологическую основу выпускной аттестационной работы составила последовательная реализация принципов системности, детерминизма и развития.

Новые статьи:

Сущность и формы социальной поддержки алкоголезависимых семей, воспитывающих детей дошкольного возраста
Социальная поддержка - это «система мероприятий субъектов социальной работы, направленная на решение проблем лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, путем предоставления им помощи и необходимых видов социальных услуг». Выделяют следующие наиболее распространенные виды социальной подде ...

Методики «Узор» Л.И. Цеханской, «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Рисование по точкам» А.Л. Венгера
Другой пример функционального подхода к диагностике школьной зрелости представляет программа Х. Бройер и М. Войффен (1986). Она целиком сконцентрирована на оценке речевого развития детей. Эта программа состоит из двух методик: ‘Проверка способности к дифференциации и «Краткий метод проверки уровня ...

Основные принципы и задачи непрерывного образования
В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности. Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, ви ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru