Сущностью профессионально-нравственного самоопределения является построение смыслов и перспектив развития конкретного человека в конкретной культурно-исторической ситуации при выполнении им той или иной профессиональной деятельности, самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемого труда и всей жизнедеятельностb. Деятельность по нахождению смыслов и есть предмет профессионального самоопределения и предполагает не только мотивационную составляющую, но и овладение постепенно формирующейся специфической способностью к самостоятельному и осознанному самоопределению.
Следуя выводам И. А. Колесниковой (1999, с. 16), выделим следующие составляющие профессионально-нравственного самоопределения воспитателя:
− осознание цели и смысла своей деятельности путем освобождения от всех форм искаженного педагогического сознания;
− построение системы подлинно педагогических, человеко-ориентированных отношений, где результативность образовательного процесса будет определяться способностью его участников к взаимовлиянию и взаимоизменению;
− снятие неопределенности профессионального поведения и замена «ритуального» (С. Л. Рубинштейн) поведения на концептуальное.
В таком понимании профессионально-нравственного самоопределения воспитателя выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия: «На самом деле самоопределение и определение другим, внешним существует в равной мере повсюду. Существует иерархия этих отношений, в которой высшим уровнем выступает самоопределение на уровне существ, обладающих сознанием».
В понимании процесса профессионально-нравственного самоопределения воспитателя как становления его профессионально-нравственной позиции рассматривают динамику его рефлексии, самооценки и самосознания в сфере профессиональной деятельности.
Выделяют когнитивный (наличие элементарных профессионально-педагогических знаний, профессиографических знаний о себе в «контексте профессии»), деятельностно-личностный (сформированность профессионально-педагогических навыков и умений, а также профессионально значимых качеств личности) и мотивационно-ценностный (сформированность ориентации на профессию и ее доминирующая роль в структуре его жизненных планов, убежденность в личностной и социальной значимости правильного выбора профессионального пути) критерии сформированности профессионального самоопределения.
Таким образом, профессионально-нравственное самоопределение воспитателя − это нахождение соответствия требованиям профессии, общества, типу, себе, своей индивидуальности, построение индивидуального пространства профессионально-личностного саморазвития, т.е. субъектно-профессионального пространства.
Свобода выбора, сопровождающая развитие гуманистических тенденций, возможна, если воспитатель освоил альтернативные варианты профессионального поведения, способен к творчеству, к креативному мышлению и у него есть решимость и воля, чтобы на основании личных побуждений принять педагогическое решение, воплотить его в жизнь и нести за это полную ответственность. Результатом такого свободного самоопределения становится поступательное развитие профессионально-нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
В условиях перехода к гуманистической парадигме образования, внимания к личностно-ориентированным технологиям, необходимости субъектного развития воспитателя актуализируется проблема формирования профессионально-нравственной позиции воспитателя (В.В. Маркова).
Нравственная позиция воспитателя – это оценка, относящаяся к нормам общественного поведения и их соблюдению, которую он должен сам осознать, принять ее как ориентир своих поступков. Нравственная позиция включает в себя: рефлексию как осмысление своей профессиональной деятельности, профессионально-нравственное сознание как осознание норм своего поведения, альтруизм как готовность жертвования своими личными интересами для блага детей, эмпатию как понимание и чувствовании в переживании, эмоции, психические состояния другого человека, духовность как высшие стороны внутреннего мира, ценностные ориентации как отношение к совокупности материальных и духовных идеалов. Высокий уровень развития всех ведущих факторов определяет сформированность устойчивой профессионально-нравственной позиции.
Профессиональное самообразование ведет к качественным изменениям в духовном мире личности педагога дошкольного образовательного учреждения, возникновению новых структур ее психической деятельности, что оказывает воздействие на мировоззрение, убеждения, позволяет творчески применять теоретические принципы в повседневной практике. В процессе активной систематической познавательной деятельности формируется потребность в профессиональном самообразовании – многогранное явление, его проявлением служит характерная эмоциональная реакция. Окружающая социальная обстановка может создать те или иные объективные условия, необходимые для профессионального самообразования педагога.
Анализ результатов констатирующего эксперимента
При обследовании по методике раннего выявления дислексии (КорневА.Н.), из 15 первоклассников было выявлено 7 человек, испытывающих различные трудности при выполнении всех заданий. В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты. При выполнении задания “Рядоговорение” четверо ...
Специфика профориентационной работы с сельскими
школьниками на труд в сельском хозяйстве
В настоящее время в сельскохозяйственном производстве насчитывается более 100 рабочих профессий, по которым осуществляется подготовка рабочих в сельских общеобразовательных школах и сельских ПТУ. Профилирующие профессии сельскохозяйственного производства распределяются следующим образом. Основой пр ...
Методика изучения тепловых явлений
При изучении раздела «Тепловые явления» опираются на сведения из молекулярной физики, полученные учащимися в курсе физики 7 класса. Изложение материала всего раздела строится на использовании представлений о молекулярном строении вещества, но при этом широко используется и энергетический подход к о ...