Психолого-педагогические условия развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования

Новое образование » Развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования » Психолого-педагогические условия развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования

Страница 3

Сущностью профессионально-нравственного самоопределения является построение смыслов и перспектив развития конкретного человека в конкретной культурно-исторической ситуации при выполнении им той или иной профессиональной деятельности, самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемого труда и всей жизнедеятельностb. Деятельность по нахождению смыслов и есть предмет профессионального самоопределения и предполагает не только мотивационную составляющую, но и овладение постепенно формирующейся специфической способностью к самостоятельному и осознанному самоопределению.

Следуя выводам И. А. Колесниковой (1999, с. 16), выделим следующие составляющие профессионально-нравственного самоопределения воспитателя:

− осознание цели и смысла своей деятельности путем освобождения от всех форм искаженного педагогического сознания;

− построение системы подлинно педагогических, человеко-ориентированных отношений, где результативность образовательного процесса будет определяться способностью его участников к взаимовлиянию и взаимоизменению;

− снятие неопределенности профессионального поведения и замена «ритуального» (С. Л. Рубинштейн) поведения на концептуальное.

В таком понимании профессионально-нравственного самоопределения воспитателя выступает как самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятии самоопределения выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия: «На самом деле самоопределение и определение другим, внешним существует в равной мере повсюду. Существует иерархия этих отношений, в которой высшим уровнем выступает самоопределение на уровне существ, обладающих сознанием».

В понимании процесса профессионально-нравственного самоопределения воспитателя как становления его профессионально-нравственной позиции рассматривают динамику его рефлексии, самооценки и самосознания в сфере профессиональной деятельности.

Выделяют когнитивный (наличие элементарных профессионально-педагогических знаний, профессиографических знаний о себе в «контексте профессии»), деятельностно-личностный (сформированность профессионально-педагогических навыков и умений, а также профессионально значимых качеств личности) и мотивационно-ценностный (сформированность ориентации на профессию и ее доминирующая роль в структуре его жизненных планов, убежденность в личностной и социальной значимости правильного выбора профессионального пути) критерии сформированности профессионального самоопределения.

Таким образом, профессионально-нравственное самоопределение воспитателя − это нахождение соответствия требованиям профессии, общества, типу, себе, своей индивидуальности, построение индивидуального пространства профессионально-личностного саморазвития, т.е. субъектно-профессионального пространства.

Свобода выбора, сопровождающая развитие гуманистических тенденций, возможна, если воспитатель освоил альтернативные варианты профессионального поведения, способен к творчеству, к креативному мышлению и у него есть решимость и воля, чтобы на основании личных побуждений принять педагогическое решение, воплотить его в жизнь и нести за это полную ответственность. Результатом такого свободного самоопределения становится поступательное развитие профессионально-нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

В условиях перехода к гуманистической парадигме образования, внимания к личностно-ориентированным технологиям, необходимости субъектного развития воспитателя актуализируется проблема формирования профессионально-нравственной позиции воспитателя (В.В. Маркова).

Нравственная позиция воспитателя – это оценка, относящаяся к нормам общественного поведения и их соблюдению, которую он должен сам осознать, принять ее как ориентир своих поступков. Нравственная позиция включает в себя: рефлексию как осмысление своей профессиональной деятельности, профессионально-нравственное сознание как осознание норм своего поведения, альтруизм как готовность жертвования своими личными интересами для блага детей, эмпатию как понимание и чувствовании в переживании, эмоции, психические состояния другого человека, духовность как высшие стороны внутреннего мира, ценностные ориентации как отношение к совокупности материальных и духовных идеалов. Высокий уровень развития всех ведущих факторов определяет сформированность устойчивой профессионально-нравственной позиции.

Профессиональное самообразование ведет к качественным изменениям в духовном мире личности педагога дошкольного образовательного учреждения, возникновению новых структур ее психической деятельности, что оказывает воздействие на мировоззрение, убеждения, позволяет творчески применять теоретические принципы в повседневной практике. В процессе активной систематической познавательной деятельности формируется потребность в профессиональном самообразовании – многогранное явление, его проявлением служит характерная эмоциональная реакция. Окружающая социальная обстановка может создать те или иные объективные условия, необходимые для профессионального самообразования педагога.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Специфика содержания внеклассной работы. Её методы и средства
Специфика содержания внеклассной работы характеризуется: - во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребёнка, его переживаниям а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции); - во-вторых, в содержани ...

Разработка плана-конспекта уроков ИЗО по программе Б.М. Неменского
План-конспект урока в 6 классе, по программе Б.М. Неменского Тема урока: «Натюрморт» Цели и задачи: - формирование интереса к предмету; - воспитание эстетического вкуса; - развитие навыков к выполнению конструкции предметов; грамотному построению и выполнению рисунка; - познание композиционного рас ...

Методические рекомендации по коррекции развития двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией
Для того чтобы разработать методические рекомендации по развитию двигательной памяти у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией, необходимо знать факторы, влияющие на продуктивность двигательного запоминания детей данной категории. Эти факторы могут быть субъективными (предшествующий ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru