Психолого-педагогические условия развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования

Новое образование » Развитие нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования » Психолого-педагогические условия развития нравственной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в процессе самообразования

Страница 2

Устойчивая потребность в профессиональном самообразовании взаимосвязана с потребностью в саморазвитии, в знаниях, умственном труде и в познании окружающей профессиональной среды, потребностью в творчестве, потребностями, выражающими духовный императив, культурогенными потребностями и потребностями, отражающими индивидуальный опыт.

Потребность в саморазвитии. В тех случаях, когда опредмечивание детерминировано генетически, человек испытывает мощную инстинктивную потребность в развитии способностей, определенных качеств и умений в соответствующих обстоятельствах, и оптимальное развитие имеет место только при их наличии. Примером потребностей этого рода может служить потребность педагога в полимодальной информации. Она выражает способность педагога к переработке информации о профессиональной среде. Данная способность находится в фундаменте жизнеобеспечения и потому чрезвычайно важна. На ней основывается работа адаптации педагога к профессионально-педагогической среде.

Потребность в профессиональных знаниях. Человек отличается от всех других живых существ наиболее очевидно своей способностью осваивать язык, культуру – знания. Подобно другим, эта способность предполагает соответствующие прообразы и обнаруживает себя задолго до того, как человек взрослеет. Поэтому педагог нуждается в научении, испытывает потребность в профессиональных знаниях. Получить их он может только в общении с другими людьми, поэтому потребность в профессиональных знаниях обнаруживает себя, прежде всего, в виде потребности в общении с другими специалистами. Потребность профессионального познания у педагога проявляется в стремлении исследовать, задавать вопросы, удовлетворять любопытство, смотреть, слушать, проверять, читать и стремиться к знанию.

Внешними источниками развития потребности в профессиональном самообразовании являются:

1) книги, периодическая печать, средства массовой информации, дистанционное самообразование;

2) обучение на курсах, в кружках, позволяющее овладеть рациональными умениями и полезными навыками;

3) полезный труд, помогающий получить информацию об области, в которой он выполняется;

4) окружающая действительность: события, которые происходят вокруг; люди, с которыми реализуется общение;

5) увлечения, этот источник стимулирует развитие кругозора.

Таким образом, актуальная потребность педагога в профессиональном самообразовании выражается в стремлении к профессиональному самосовершенствованию, что является показателем личностной зрелости, с выраженным стремлением к профессиональному самообразованию связан профессиональный успех и профессиональное долголетие.

Профессионально-нравственное самоопределение воспитателя дошкольного образовательного учреждения рассматривается как механизм становления его нравственной позиции. Общепризнанно, что в современных условиях с изменением целей и характера труда меняются требования к педагогу, что обусловливает новый подход к проблеме его социально-профессионального становления. Сегодня востребован человек, способный к самореализации, самовыражению, применению своих индивидуальных способностей и использованию возможностей в различных сферах профессиональной деятельности. Степень сформированности нравственной позиции воспитателя в наибольшей мере обусловлена его способностью к самоопределению в непредсказуемых и стремительно изменяющихся ситуациях педагогического взаимодействия.

Современный воспитатель работает в ситуации постоянного выбора: как профессионально-нравственного, предполагающего свободную реализацию собственных концептуальных подходов и инновационных идей, так и профессионально-технологического, обусловленного свободным владением всем спектром методических средств, приемов, форм, позиций в процессе воспитания и обучения.

Воспитатель, как правило, не может выбирать объективные условия своей профессиональной деятельности. Однако, как профессионал он обладает свободой в определении целей своей деятельности и выборе средств их достижения. Свобода не абсолютна и претворяется в жизнь как осуществление возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Она тем больше, чем лучше люди осознают свои реальные возможности, чем больше средств находится в их распоряжении, чем в большей мере они могут воспользоваться благоприятными для них тенденциями общественного развития и противодействовать неблагоприятным.

Самоопределение − это процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Суть процесса самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения. При этом выбор воспитателем своей педагогической позиции понимается как выбор стратегической линии профессионального поведения, как нравственный, концептуальный аспект воспитательной работы.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

О жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского
П.И.Чайковский (7 мая 1840 г. – 6 ноября 1893 г.) – гениальный русский композитор, гордость русской музыкальной культуры. Родился в рабочем посёлке Воткинск, в семье начальника Камско-Воткинского горного округа Ильи Петровича. В родном Воткинске Чайковский провел только восемь детских лет, но воспо ...

Развитие процессов мышления и понимания в рамках культурно исторической концепции
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г. Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает пер ...

Типология игр для дошкольников
Различают игры. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные). По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). По отношению к структуре у ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru