Сравнительная характеристика мышления и речи детей с нормальным речевым развитием и с ЗПР

Новое образование » Основные характерные трудности мыслительных процессов и связной речи у дошкольников с ЗПР » Сравнительная характеристика мышления и речи детей с нормальным речевым развитием и с ЗПР

Дети с нормальным развитием на 70% показали высокий уровень сформированности мыслительных процессов и речи. Незначительные трудности возникли при решении «Аналитических задач» и составлении пересказа текста «Утята». Видимо, это связано с тем, что детям 6-7 летнего возраста сложно воспринимать и удерживать в кратковременной памяти достаточно объемные условия задачи. Они показали заинтересованность в выполнении задач. Дети, при затруднении оречевляли свои действия, показывая при этом умение, логически рассуждать, делать умозаключения. 30 % детей с нормальным развитием показали средний уровень успешности. У детей были отмечены сложности в высказываниях своих мыслей, в речи отмечались негрубые аграмматизмы. Темп работы этих детей был незначительно ниже, чем темп второй группы, а ответы не развернуты.

Дети с ЗПР показали на 60% средний уровень сформированности мыслительных процессов и речи. Детям при выполнении заданий требовалось побуждающие к рассматриванию, наводящие вопросы, незначительная организующая помощь со стороны взрослого. Особые трудности у детей с ЗПР возникали при диагностиках требующих высокого уровня развития речи, умения делать выводы, доказывать свою точку зрения.

В результате сравнительного исследования мыслительных процессов у детей с ЗПР 6-7 лет и нормально развивающихся детей того же возраста было установлено, что в целом (по средним значениям показателей успешности) дети с ЗПР выполняют все типы предъявленных задач несколько хуже своих нормально развивающихся сверстников.

Особенно заметно различие между детьми с нормальным развитием и детьми с ЗПР при выполнении, требующих развернутых навыков анализа, синтеза, развернутого этапа ориентировки и планирования деятельности.

Все дети показали достаточно сформированные навыки классификации, однако дошкольники с ЗПР опираются при этом зачастую на второстепенные, несуществующие признаки.

Характеризуя осведомленность дошкольников с ЗПР 7 лет можно отметить меньший объем знаний по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками. Речь этой группы детей, хоть она и удовлетворяет потребности повседневного общения и не характеризуется грубыми лексическими ошибками, нарушением грамматического строя, отличаются бедностью словаря и грамматических конструкций.

Однако следует подчеркнуть положительные тенденции, которые прослеживаются при сравнении детей с ЗПР, посещавших специальные коррекционно-развивающие занятия и детей, занимавшихся по программе массового детского сада (не учитывающей индивидуально-типические особенности детей).

Таким образом, в результате сравнительного исследования мыслительных процессов у детей с ЗПР 6-7 лет и нормально развивающихся детей того же возраста было установлено, что в целом (по средним значениям показателей успешности) дети с ЗПР выполняют все типы предъявленных задач несколько хуже своих нормально развивающихся сверстников. Но дети с ЗПР охотно принимают помощь, могут делать выводы самостоятельно.

Речь детей с ЗПР характеризуется нарушением звукопроизносительной стороны, отмечается низкий уровень ориентировки в звуковой деятельности речи, трудности дифференциации звуков, несформированностью грамматического строя речи, чем у сверстников с нормой в развитии. А так как речь – ведущая форма общения и мышления, то можно предположить, что, развивая речь можно совершенствовать мыслительные процессы. Мышление в свою очередь расширит границы познания, даст возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия, что в свою очередь обогатить речь.

Новые статьи:

Требования к внеклассной работе. Организация внеклассной работы
Исходя из особенностей внеклассной работ, назовём определяющие требования к ней: 1) При организации проведения внеклассной работы обязательна постановка цели. 2) Перед началом необходимо определить ожидаемые результаты. Это помогает сформировать задачи таким образом, чтобы они способствовали достиж ...

Работа с числительными на уроке и вне уроке
Имена числительные - это слова, обозначающие количество (отвечают на вопрос сколько?) или порядок предметов при счете (отвечают на вопросы который? какой?), например: одиннадцать (человек), одиннадцатый (номер). Числительные, обозначающие количество, называются количественными (например, один, деся ...

Социо-культурные факторы воздействия на человека как средство воспитания
Воспитание можно рассматривать как воздействие различных социокультурных факторов на становление личности. Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для "вхождения" в Культуру ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru