Опыт профориентационной работы в школе показывает, что лучше руководство профессиональным самоопределением учащихся осуществляется там, где есть квалифицированные кадры. Учитель должен иметь современные знания в области экономики, социологии, медицины, анатомии и физиологии человека, хорошо знать структуру народного хозяйства, систему распределения трудовых ресурсов, психолого-педагогические основы профориентации, в частности до тонкостей знать методику подбора профориентационного материала и уметь его правильно использовать в учебно-воспитательном процессе.
Ниже приводится примерный перечень знаний и умений, которыми должен владеть учитель для успешного проведения профессиональной ориентации.
В школьном кабинете профориентации в разделе, посвященном вопросам методики профориентационной работы, полезно иметь следующие материалы для учителей-предметников:
— постановления партии и правительства, в которых определяются направления и задачи профориентации учащихся;
— указания-рекомендации органов народного образования по вопросам профориентации;
— материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, которые проводятся в республике, области, городе;
— план школьных мероприятий по профориентации;
— образцы планов работы классных руководителей, воспитателей, руководителей методобъединений, пионерской и комсомольской организаций школы;
— ориентировочная тематика лекций, бесед, классных часов для учеников разных возрастных групп;
— материалы из опыта работы по профессиональной ориентации в школах района (города, области, республики, страны);
— план совместной работы по профориентации школы и базового предприятия (организации);
— сценарии проведения диспутов, конкурсов «Лучший по профессии», «Защита профессии», огоньков, вечеров, посвященных дню профессии;
— образцы анкет для учеников различного возраста;
— методическая литература по вопросам профориентации.
Указывая на полезность всех мероприятий, проводимых в помощь учащимся при выборе ими профессии, необходимо всегда помнить, что все они недостаточны, если не опираться на систематическое трудовое воспитание учащихся, проводимое на протяжении всего срока обучения в школе по всем без исключения учебным предметам всеми учителями, всем коллективом школы совместно с родителями и общественными организациями.
Эффективным средством связи теории с реальностью являются практические работы. В процессе их выполнения учащиеся знакомятся с методикой научного выбора профессии, осваивают простейшие экономические расчеты.
Знакомство учащихся с научной организацией труда и рабочего места, принципами эргономики, техническим творчеством и изобретательством позволяет расширить их знания в определенной области производства и помогает сформировать у них умение правильно планировать свою трудовую деятельность, творчески подходить к вопросам повышения производительности труда, т. е. способствует воспитанию качеств личности передового труженика социалистического производства.
Основное содержание курса является единым для городских и сельских школ. Однако все изучаемые вопросы необходимо конкретизировать на материале, взятом из производственного окружения школы. Общие сведения о социалистическом производстве и массовых профессиях народного хозяйства, требованиях профессий к человеку, мотивах их правильного выбора и т. п. обязательны для всех учащихся. Конкретные вопросы, раскрывающие структуру производственного процесса, деятельности социалистического производственного предприятия, содержание и условия труда по массовым профессиям и т. п., должны изучаться на примере той отрасли производства, с которой связан профиль трудового обучения. Практическое ознакомление с основами производства и массовыми профессиями, специальные знания по этим разделам необходимо увязывать прежде всего с группами тех профессий, одной из которых предстоит овладевать в дальнейшем выпускникам неполной средней школы.
В программу, по усмотрению школ и базовых предприятий, могут быть включены некоторые дополнения, отражающие местные условия. При этом цели, задачи и основное содержание обучения, а также структура курса должны быть сохранены.
Вести курс может учитель трудового обучения, заведующий кабинетом профориентации. К проведению занятий следует по возможности привлекать квалифицированных специалистов — представителей различных производств, экономистов, психологов, медиков.
В ведении курса применяются в основном те же формы и методы, которые являются наиболее распространенными в трудовом обучении. Это прежде всего объяснение и рассказ, демонстрация опытов и учебно-наглядных пособий, показ кинофильмов, диафильмов и диапозитивов, экскурсии, подготовка учащимися рефератов, семинарские занятия, применение заданий на анализ производственной ситуации и т.д [2, 190].
Характеристика учреждения ГУ "Республиканский центр социальной помощи семье
и детям "Сампо"
Республиканский центр социальной помощи семье и детям «Сампо» - государственное учреждение социального обслуживания. Он был основан 28 января 1994 года. Адрес: г. Петрозаводск, ул. Калинина, 55-б. Телефон: 55-67-06. Его основными задачами являются выявление совместно с государственными и неправител ...
Образование как система и процесс
Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Основные элементы образования как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования. Содержа ...
Методика экспериментального исследования
Практическая актуальность исследования обусловлена тем, что развитие наглядно-образного мышления как основы для формирования логического мышления, необходимо для последующей деятельности ребенка в период учебной деятельности в школе, в будущем для развития полноценного логического мышления. Исследо ...