Роль учителя-предметника в ориентации учащихся на массовые профессии

Новое образование » Профессиональная подготовка школьников » Роль учителя-предметника в ориентации учащихся на массовые профессии

Страница 3

Опыт профориентационной работы в школе показывает, что лучше руководство профессиональным самоопределением учащихся осуществляется там, где есть квалифицированные кадры. Учитель должен иметь современные знания в области экономики, социологии, медицины, анатомии и физиологии человека, хорошо знать структуру народного хозяйства, систему распределения трудовых ресурсов, психолого-педагогические основы профориентации, в частности до тонкостей знать методику подбора профориентационного материала и уметь его правильно использовать в учебно-воспитательном процессе.

Ниже приводится примерный перечень знаний и умений, которыми должен владеть учитель для успешного проведения профессиональной ориентации.

В школьном кабинете профориентации в разделе, посвященном вопросам методики профориентационной работы, полезно иметь следующие материалы для учителей-предметников:

— постановления партии и правительства, в которых определяются направления и задачи профориентации учащихся;

— указания-рекомендации органов народного образования по вопросам профориентации;

— материалы научно-практических конференций, семинаров, совещаний, которые проводятся в республике, области, городе;

— план школьных мероприятий по профориентации;

— образцы планов работы классных руководителей, воспитателей, руководителей методобъединений, пионерской и комсомольской организаций школы;

— ориентировочная тематика лекций, бесед, классных часов для учеников разных возрастных групп;

— материалы из опыта работы по профессиональной ориентации в школах района (города, области, республики, страны);

— план совместной работы по профориентации школы и базового предприятия (организации);

— сценарии проведения диспутов, конкурсов «Лучший по профессии», «Защита профессии», огоньков, вечеров, посвященных дню профессии;

— образцы анкет для учеников различного возраста;

— методическая литература по вопросам профориентации.

Указывая на полезность всех мероприятий, проводимых в помощь учащимся при выборе ими профессии, необходимо всегда помнить, что все они недостаточны, если не опираться на систематическое трудовое воспитание учащихся, проводимое на протяжении всего срока обучения в школе по всем без исключения учебным предметам всеми учителями, всем коллективом школы совместно с родителями и общественными организациями.

Эффективным средством связи теории с реальностью являются практические работы. В процессе их выполнения учащиеся знакомятся с методикой научного выбора профессии, осваивают простейшие экономические расчеты.

Знакомство учащихся с научной организацией труда и рабочего места, принципами эргономики, техническим творчеством и изобретательством позволяет расширить их знания в определенной области производства и помогает сформировать у них умение правильно планировать свою трудовую деятельность, творчески подходить к вопросам повышения производительности труда, т. е. способствует воспитанию качеств личности передового труженика социалистического производства.

Основное содержание курса является единым для городских и сельских школ. Однако все изучаемые вопросы необходимо конкретизировать на материале, взятом из производственного окружения школы. Общие сведения о социалистическом производстве и массовых профессиях народного хозяйства, требованиях профессий к человеку, мотивах их правильного выбора и т. п. обязательны для всех учащихся. Конкретные вопросы, раскрывающие структуру производственного процесса, деятельности социалистического производственного предприятия, содержание и условия труда по массовым профессиям и т. п., должны изучаться на примере той отрасли производства, с которой связан профиль трудового обучения. Практическое ознакомление с основами производства и массовыми профессиями, специальные знания по этим разделам необходимо увязывать прежде всего с группами тех профессий, одной из которых предстоит овладевать в дальнейшем выпускникам неполной средней школы.

В программу, по усмотрению школ и базовых предприятий, могут быть включены некоторые дополнения, отражающие местные условия. При этом цели, задачи и основное содержание обучения, а также структура курса должны быть сохранены.

Вести курс может учитель трудового обучения, заведующий кабинетом профориентации. К проведению занятий следует по возможности привлекать квалифицированных специалистов — представителей различных производств, экономистов, психологов, медиков.

В ведении курса применяются в основном те же формы и методы, которые являются наиболее распространенными в трудовом обучении. Это прежде всего объяснение и рассказ, демонстрация опытов и учебно-наглядных пособий, показ кинофильмов, диафильмов и диапозитивов, экскурсии, подготовка учащимися рефератов, семинарские занятия, применение заданий на анализ производственной ситуации и т.д [2, 190].

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Понятие воспитания
Воспитание (в широком значении). Понятие воспитание трактуется в науке широко и многоаспектно. Отдельные определения этого понятия даны в трудах ученых, в том числе в Советском энциклопедическом словаре. (М., 1982, с. 248), в Российской педагогической энциклопедии (в 2-х тт. — М., 1993. — Т. 1. С. ...

Изучение изобразительно-выразительных средств языка в начальной школе
В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные, чаще всего иносказательные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка всегда метки, эмоциональны, они оживляют речь, возбуждают мышление, развивают его быстроту и гибкость, совершенствуют словарь детей. Нуж ...

Воспитание толерантности в системе образования
Образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим з ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru