Роль учителя-предметника в ориентации учащихся на массовые профессии

Новое образование » Профессиональная подготовка школьников » Роль учителя-предметника в ориентации учащихся на массовые профессии

Страница 1

Велико и богато народное хозяйство нашей страны, и с каждым годом все ширится его отраслевая структура. Появляются новые профессии, ширится сеть учреждений, готовящих специалистов для различных отраслей. Рассказать о всех профессиях (а их около 6800) просто невозможно.

Однако, обеспечивая сознательный выбор учащимися профессии, учитель должен:

— знакомить их с различными видами труда и профессиями;

— изучать их склонности, особенности и профессиональные интересы, формировать у них общественно значимые мотивы выбора профессии;

— консультировать учащихся по вопросам, связанным с продолжением образования и трудоустройством.

Данные требования предполагают соответствующую теоретическую и практическую подготовку учителя-предметника к проведению профориентационной работы в рамках своего предмета.

Теоретическая подготовка предполагает прежде всего знание цели, задач профориентации, методов ее осуществления в условиях преподавания определенного предмета, психолого-педагогических основ проблемы.

Определенные знания профориентационной работы в школе учитель может получить, посещая семинары, посвященные данной проблеме, изучая постановления партии и правительства, анализируя соответствующую литературу. При этом существенную помощь должен оказать кабинет или уголок профориентации школы, методическая работа которого помогает учителям решить те или иные вопросы, возникающие в процессе обучения или воспитания школьников.

Практическая подготовка предполагает вооружение учителя методикой профориентационной работы в условиях преподавания определенного предмета, умениями и навыками проведения различных мероприятий (бесед, встреч, экскурсий). При этом в кабинете профориентации должны быть подобраны методические рекомендации, разработки и планы проведения различных мероприятий.

Не всегда можно найти готовые, составленные специалистами описания профессий. Поэтому каждый учитель должен овладеть методикой отбора профориентационного материала. Этот отбор может проводиться в следующей последовательности:

а) изучение и анализ учебных программ и школьных учебников с целью определения перечня профессий, на которые будет осуществляться ориентация учащихся;

б) изучение и анализ профессионально-квалификационных характеристик, программ профессиональной подготовки;

в) изучение опыта работы предприятий, организаций и передовых рабочих;

г) анализ школьных программ трудового обучения в данной школе.

Профессиографические карточки классифицируются по учебным предметам. Составляют их наиболее опытные учителя. Они постоянно пополняются новым материалом, совершенствуются на основе передового опыта. Это дает возможность любому преподавателю независимо от стажа работы проводить профессиональную пропаганду, планомерно и органически связывать ее с содержанием учебных предметов.

Урок есть основная форма обучающего процесса, и от того, насколько серьезно относится учитель-предметник к включению в ход урока профориентационного материала, будет зависеть эффективность работы всей школы в подготовке учащихся к обоснованному, правильному выбору профессии.

В процессе изучения школьниками основ наук происходит формирование у них интереса к различным областям знаний: физике, математике, литературе, биологии и др. Одной из задач учителя является стимулирование учащихся к более серьезному и глубокому изучению того или иного предмета. Для того чтобы школьные уроки имели профориентационную направленность, учителям-предметникам необходимо стремиться к тому, чтобы излагаемый профориентационный материал был непосредственно связан с программным, способствовал сознательному и прочному усвоению учебного материала, соответствовал современному уровню социального и научно-технического прогресса, отражал перспективы развития данной науки, был посильным в освоении.

Уже в процессе подготовки к уроку учитель должен на всех этапах подготовки предусматривать решение профорйентационных задач.

Урок является основной формой организации познавательной деятельности учащихся. Каждый урок, проведенный на высоком идейном и научном уровне, дает учащимся определенную сумму знаний, пробуждает умственную активность, творческую деятельность. Учителям, в особенности физикам, химикам, биологам, математикам, необходимо как на уроке, так и во внеклассной работе больше внимания уделять раскрытию самого процесса формирования знаний. Для этого целесообразно знакомить учащихся с фактами из биографии выдающихся ученых, инженеров, например: авиаконструктора А. С. Яковлева, крупнейшего советского ученого-металлурга И. П. Бардина и др. Их жизнь и творческие искания наглядно свидетельствуют о том, что труд простого рабочего обогащает человека ценными наблюдениями, опытом, формирует у него нравственные качества, крайне необходимые в творческой работе самого высокого уровня и социального значения.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Этнокультурная соотнесенность обучения и воспитания детей, приобщение их к истокам культуры своего народа
В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживающие века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.) Каждый народ приносит в культуру своё, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и ...

Реализация условий ознакомления младших школьников с элементами графической грамотности
В формирующем эксперименте мы провели работу по ознакомлению младших школьников с элементами графической грамотности. Для этого мы провели серию занятий с использованием специально подобранных упражнений, направленных на формирование и развитие графических умений и навыков письма у младших школьник ...

Виды чтения, особенности обучения экстенсивному чтению
В зависимости от цели чтения читающий будет использовать одну из стратегий подхода к работе с текстом или один из типов чтения (чтение по диагонали, «сканирование» текста, интенсивное и экстенсивное чтение). При чтении по диагонали мы пробегаем глазами страницы, чтобы получить общее представление о ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru