Основными формами профориентационной работы учителя-предметника при изучении программных тем являются:
— беседа о профессиях, связанных с изучаемым материалом;
— решение различного рода задач с практическим содержанием;
— участие в олимпиадах, вечерах, теоретических конференциях;
— участие в работе трудовых объединений старшеклассников;
— просмотр диапозитивов, фрагментов учебных диафильмов и кинофильмов, учебных телепередач, демонстрирующих применение знаний, получаемых при изучении темы или курса, непосредственно в практической деятельности людей;
— участие школьников в работе клуба будущих специалистов;
— экскурсии на предприятия, выставки передового опыта;
— встречи со специалистами и передовиками производства;
— проведение тематических, литературно-художественных вечеров, устных журналов;
— оформление стендов, альбомов, плакатов, пропагандирующих трудовые достижения советских людей, успехи советской науки и техники.
Выбор форм работы зависит от возрастных особенностей учащихся, типа урока и наличия необходимого материала. Знакомство с той или иной профессией, связанной с изучаемой темой, можно осуществлять во время объяснения нового материала, закрепления изученного или на итоговом занятии.
Богатую информацию о мире труда и различных профессиях школьники могут почерпнуть при чтении художественной, научно-популярной литературы, периодических изданий. Однако при использовании этого средства профориентационного воздействия необходимо принимать во внимание следующее условие: учащийся должен уметь осмысливать, продумывать и критически оценивать прочитанное. Научить подростка этому, а также умению подбирать нужную ему литературу, пользоваться справочниками и каталогами — вот профориентационная задача учителей литературы в общеобразовательной школе.
При координации работы школ, базовых предприятий и ПТУ необходимо значительное внимание уделять совместным культурно-массовым мероприятиям и спортивным встречам, которые должны стать составной частью в работе по профориентации. Содержание их должно носить не только развлекательный характер, но и иметь профориентационную направленность.
Такие мероприятия, как экскурсии по историческим местам, туристические походы, спортивные соревнования, способствуют воспитанию у школьников, будущих рабочих, чувства трудового долга, умения душой болеть за престиж и достоинство своей профессии.
В рамках одного предмета или нескольких, но изолированных друг от друга, создать прочный фундамент научного миропонимания, сформировать основы диалектико-материалистического мировоззрения невозможно. Для этого необходимо объединить все учебные предметы в единую систему, где каждый предмет включает сведения из смежных научных областей для более полного раскрытия сущности того или иного вопроса.
Подготовка школьников к практической самостоятельной деятельности, требующей постоянного самообразования, предполагает формирование у них умений комплексного использования знаний, выработку рациональных путей решения задач на основе межпредметных связей.
Любая профессиональная деятельность предполагает наличие у рабочего значительного количества специальных знаний и умений из разных, подчас далеко не смежных областей наук. Приобретение этих знаний и формирование умений в рамках школы происходит в процессе решения разнообразных конструкторско-технических задач, обоснования рациональных трудовых операций. Здесь выявляются связи трудового обучения с основами наук, ориентирующие учащихся на приложение научных закономерностей в трудовой деятельности и привлечение практического опыта овладения теоретическими знаниями.
Реализуя межпредметные связи в трудовом обучении, учащиеся усваивают элементы технического конструирования, материаловедения, механической технологии, культуры труда и производственной эстетики, вместе с тем у них в процессе трудовой деятельности углубляются знания по физике, химии, математике.
Привлечение сведений из гуманитарных предметов тоже может сыграть значительную роль в трудовой подготовке школьников. Раскрытие всей красоты рабочего человека в произведениях советской литературы формирует у учащихся психологическую готовность к общественно полезному труду. Обществоведение, история, экономическая география вооружают учеников знаниями о социально-экономических основах общественного производства в разных формациях, показывают преимущества социалистических трудовых отношений.
Решение задач, выдвинутых реформой общеобразовательной школы, требует совершенствования системы трудового воспитания и обучения, где бы на основе межпредметных связей, опираясь на все циклы учебных предметов, трудовое обучение приобретало подлинное политехническое содержание.
Формирование модели специалиста в системе непрерывного образования
Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., определил 6 ключевых принципов непрерывного образования. Главной идеей непрерывного образования, как учения длиною в жизнь, Европейская комиссия и страны ЕЭС определили всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе ...
Особенности урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной ...
Методика обучения рассказыванию по картине. Структура занятия. Проблемы
обучения
Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь ...