Положение артикуляторных органов удерживается в течение 8—12 с.
б) Развитие динамики артикуляторных движений.
Развитие динамики артикуляторных движений осуществляется в процессе выполнения детьми упражнений, направленных на формирование умения осуществлять плавную переключаемость от одного артикуляторного движения к другому, сохраняя при этом все качества двигательного акта, сформированные при развитии статики артикуляторных движений.
Растянуть губы в улыбку, обнажая резцы, вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Чередовать положение губ в улыбке и положение губ трубочкой.
Растянуть губы в улыбку, обнажив резцы, зубы сомкнуты. Зубы разомкнуть, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения смыкания и размыкания зубов.
Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке, обнажить резцы. Высунуть узкий язык, попеременно двигать языком из правого угла рта под счет логопеда.
Открыть рот, высунуть широкий язык вперед, сделать его узким. Чередовать положения широкого и узкого языка.
Рот открыть, губы растянуть в улыбке и обнажить резцы. Поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы (за верхнюю губу, за нижнюю губу; на верхнюю губу, на нижнюю губу). Выполнять попеременные движения кончиком языка под счет.
Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Прижать кончик языка к нижним резцам, оттянуть кончик языка по дну рта назад (задняя часть спинки языка выгнута вверх). Чередовать движения кончиком языка вперед и назад под счет.
Рот открыть, губы растянуть в улыбке, поднять кончик языка к бугоркам за верхними зубами, оттянуть его назад, вернуть в исходное положение. Чередовать движения кончиком языка под счет.
Рот приоткрыть, присосать язык к небу, медленно щелкать языком.
Рот открыть, высунуть узкий язык, дотянуться кончиком языка до носа, затем — до подбородка. Чередовать движения под счет.
Рот открыть, высунуть язык, облизать языком губы, начиная с уголка верхней губы.
Рот открыть, высунуть широкий язык, совершать слизывающие движения языком с верхней губы вглубь рта.
Рот приоткрыть, кончик языка прижать к нижним резцам, боковые края языка прижаты к верхним зубам. Выдвинуть широкий язык вперед (не отрывая кончика языка), убрать язык вглубь ротовой полости. Чередовать движения.
Таким образом, предложенные приемы и игры могут быть использованы в качестве методических рекомендаций по улучшению двигательной памяти старших дошкольников с моторной алалией. Применение данных приемов, игр и упражнений будет способствовать более дифференцированному подходу к дошкольникам с моторной алалией.
В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии детей является память, так как интеллектуальное развитие ребенка предполагает сохранение следов полученной информации. Проблема изучения развития мнестической деятельности также находится в центре ряда исследований в области логопедии и логопсихологии. Изучению памяти у лиц с нарушениями речи посвящены работы многих авторов. Но, в ходе анализа специальной литературы, не обнаружено исследований, направленных на изучение двигательной памяти детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Анализ специальной литературы относительно состояния двигательной памяти у старших дошкольников с моторной алалией, позволил сделать выводы о наличии у детей данной категории более низких по сравнению с нормально говорящими сверстниками характеристик познавательной деятельности, касающихся сформированностимнестических процессов; о имеющихся значительных нарушениях двигательной памяти.
С целью более глубокого изучения особенностей мнестической деятельности детей данной категории был проведен эксперимент, в котором приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией и 20 нормально говорящих детей той же возрастной категории.
Для исследования было выбрано 14 проб, которые были направлены на изучение особенностей двигательной памяти (общей, мелкой моторики и орального праксиса) у детей с моторной алалией. Результаты исследования особенностей двигательной памяти у старших дошкольников с моторной алалией, позволили сделать выводы о том, что уровень развития двигательной памяти у детей с данной речевой патологией значительно ниже, чем у нормально говорящих сверстников; о том, что наиболее сохранна общая моторика, а наиболее низкие показатели в воспроизведении артикуляционных движений. Также по ходу эксперимента были выявлены некоторые особенности поведения детей с моторной алалией.
Обучающе-контролирующая программа по теме «Тройные интегралы»
В рамках исследовательской работы разработана обучающе – контролирующая программа по теме «Тройные интегралы» для студентов и преподавателей физико-математических факультетов педагогических вузов. Программа состоит из двух частей: обучающей и контролирующей. Обучающая часть выполнена в виде электро ...
Функциональный аспект особенности использования речи учащимися с умеренной
умственной отсталостью как регулятора поведения
В параграфе говорится об особенностях речи детей с умеренной умственной отсталостью при гидроцефалии, шизофрении, ревматизме либо травмах головного мозга и эпилепсии. Более сложной для детей с умеренной умственной отсталостью оказывается деятельность, контролируемая их собственными словесными обобщ ...
Концептуальные основы создания инновационных предприятий вузами
инновационный компания университет За последние годы значительно увеличено финансирование науки за счет средств государства – как в части фундаментальной науки, так и в части прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования н ...