Положение артикуляторных органов удерживается в течение 8—12 с.
б) Развитие динамики артикуляторных движений.
Развитие динамики артикуляторных движений осуществляется в процессе выполнения детьми упражнений, направленных на формирование умения осуществлять плавную переключаемость от одного артикуляторного движения к другому, сохраняя при этом все качества двигательного акта, сформированные при развитии статики артикуляторных движений.
Растянуть губы в улыбку, обнажая резцы, вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Чередовать положение губ в улыбке и положение губ трубочкой.
Растянуть губы в улыбку, обнажив резцы, зубы сомкнуты. Зубы разомкнуть, губы в улыбке, обнажают резцы. Чередовать движения смыкания и размыкания зубов.
Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке, обнажить резцы. Высунуть узкий язык, попеременно двигать языком из правого угла рта под счет логопеда.
Открыть рот, высунуть широкий язык вперед, сделать его узким. Чередовать положения широкого и узкого языка.
Рот открыть, губы растянуть в улыбке и обнажить резцы. Поднять кончик языка за верхние резцы, опустить за нижние резцы (за верхнюю губу, за нижнюю губу; на верхнюю губу, на нижнюю губу). Выполнять попеременные движения кончиком языка под счет.
Рот открыть, губы растянуть в улыбке. Прижать кончик языка к нижним резцам, оттянуть кончик языка по дну рта назад (задняя часть спинки языка выгнута вверх). Чередовать движения кончиком языка вперед и назад под счет.
Рот открыть, губы растянуть в улыбке, поднять кончик языка к бугоркам за верхними зубами, оттянуть его назад, вернуть в исходное положение. Чередовать движения кончиком языка под счет.
Рот приоткрыть, присосать язык к небу, медленно щелкать языком.
Рот открыть, высунуть узкий язык, дотянуться кончиком языка до носа, затем — до подбородка. Чередовать движения под счет.
Рот открыть, высунуть язык, облизать языком губы, начиная с уголка верхней губы.
Рот открыть, высунуть широкий язык, совершать слизывающие движения языком с верхней губы вглубь рта.
Рот приоткрыть, кончик языка прижать к нижним резцам, боковые края языка прижаты к верхним зубам. Выдвинуть широкий язык вперед (не отрывая кончика языка), убрать язык вглубь ротовой полости. Чередовать движения.
Таким образом, предложенные приемы и игры могут быть использованы в качестве методических рекомендаций по улучшению двигательной памяти старших дошкольников с моторной алалией. Применение данных приемов, игр и упражнений будет способствовать более дифференцированному подходу к дошкольникам с моторной алалией.
В старшем дошкольном возрасте наиболее значимой, ведущей в психическом развитии детей является память, так как интеллектуальное развитие ребенка предполагает сохранение следов полученной информации. Проблема изучения развития мнестической деятельности также находится в центре ряда исследований в области логопедии и логопсихологии. Изучению памяти у лиц с нарушениями речи посвящены работы многих авторов. Но, в ходе анализа специальной литературы, не обнаружено исследований, направленных на изучение двигательной памяти детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией.
Анализ специальной литературы относительно состояния двигательной памяти у старших дошкольников с моторной алалией, позволил сделать выводы о наличии у детей данной категории более низких по сравнению с нормально говорящими сверстниками характеристик познавательной деятельности, касающихся сформированностимнестических процессов; о имеющихся значительных нарушениях двигательной памяти.
С целью более глубокого изучения особенностей мнестической деятельности детей данной категории был проведен эксперимент, в котором приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией и 20 нормально говорящих детей той же возрастной категории.
Для исследования было выбрано 14 проб, которые были направлены на изучение особенностей двигательной памяти (общей, мелкой моторики и орального праксиса) у детей с моторной алалией. Результаты исследования особенностей двигательной памяти у старших дошкольников с моторной алалией, позволили сделать выводы о том, что уровень развития двигательной памяти у детей с данной речевой патологией значительно ниже, чем у нормально говорящих сверстников; о том, что наиболее сохранна общая моторика, а наиболее низкие показатели в воспроизведении артикуляционных движений. Также по ходу эксперимента были выявлены некоторые особенности поведения детей с моторной алалией.
Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в
школе-интернате
Диагностико-экспериментальная часть нашей работы была проведена в рамках волонтерской деятельности в школе-интернате № 3. Респондентами стали 2 класса – 4 и 5, дети в возрасте 10 и 11 лет. Для диагностики социальной адаптации детей-сирот в условиях школы-интерната применялись следующие методы иссле ...
Несобственные тройные интегралы
В случаях, когда область интегрирования простирается в бесконечность или подинтегральная функция перестает быть ограниченной вблизи особых точек, линий или поверхностей, несобственный тройной интеграл получается помощью дополнительного предельного перехода, исходя из собственного интеграла. Несобст ...
Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов школы VIII вида
Общая характеристика программы Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по новому оценить логопедическую работу в школе VIII вида. Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ин ...