Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффективно лишь в школе специального назначения, где используется особая система коррекционного воздействия. Первоначально эти школы обеспечивали образование в объёме 4 классов массовой школы.
Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются и специфические задачи:
1. Преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;
2. Устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;
3. Профессионально-трудовая подготовка.
Школа состоит из двух отделений. В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжёлой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта. Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжёлой формой заикания при нормальном развитии речи.
В I и II отделении образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем образования программ двух отделений. В I отделении – I ступень – начальное общее образование с нормативным сроком освоения 4 - 5 лет; II ступень – основное общее образование с нормативным сроком освоения 6 лет. Предельная наполняемость классов составляет 12 человек.
Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.
В учебном процессе предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом решаются две задачи: труд как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, и как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и труду в обществе.
Коррекция нарушений речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В связи с этим выделены специальные разделы: произношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и развитие речи.
Преодоление разнообразных проявлений речевых дефектов детей обеспечивается сочетанием фронтальных (урочных) и индивидуальных форм работы.
Как подготовить рабочий план проведения исследований, включающий этапы
исследований, оценку затрат времени и выбор источников информации
Организационно-методический план, фиксирующий основные этапы работы в соответствии с программой исследования, содержащий указание календарных сроков, материальных и людских затрат, необходимых для достижения конечных целей. Составляется после завершения разработки программы исследования и необходим ...
Преимущества использования ИКТ
В процессе проведения исследования по данной проблеме были выявлены преимущества использования ИКТ: 1. индивидуализация обучения; 2. интенсификация самостоятельной работы учащихся; 3. рост объема выполненных на уроке заданий; 4. расширение информационных потоков при использовании Internet. 5. повыш ...
Средства и методы воспитания
В широком смысле слова под средствами воспитания понимают способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди (воспитатели) воздействуют на других людей (воспитанников) с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Под психологич ...