Определение потребной для набухания зерна воды
Вода необходима главным образом для набухания зерен и перевода нерастворимых запасных веществ эндосперма в растворимые соединения, поступающие затем для питания зародыша. Потребность прорастающих зерен в воде сравнительно невелика и выражается примерно следующими средними цифрами по отношению к массе абсолютно сухого зерна (в процентах):
овес - 65
пшеница - 55
рожь - 55 - 60
ячмень - 50
кукуруза - 40
просо, сорго и чумиза - 25
Для сравнения можно указать, что для набухания семян многих бобовых растений требуется воды около 100 - 125% от их массы, а для семян свеклы - около 140 - 160%.
Количественное определение потребной воды для набухания зерен может быть проведено довольно простым, но в то же время достаточно наглядным способом. Взяв на технических весах точную навеску чистого и воздушно-сухого зерна исследуемой хлебной культуры (примерно 10 г), помещают отвешенное зерно на сутки в стакан с водой. Воды должно быть налито достаточное количество для полного набухания зерен. Необходимо следить, чтобы зерна не плавали на поверхности, а были хорошо смочены и погружены в воду. Размешиванием стеклянной палочкой или слабым взбалтыванием стакана удаляют пузырьки воздуха с поверхности зерен. Если погруженные в воду зерна находились при комнатной температуре (15 – 180С), то обычно одних суток бывает достаточно для полного их набухания. На следующий день воду сливают, зерна высыпают на фильтровальную бумагу для удаления всей воды с поверхности. После этого их быстро взвешивают на технических весах. Разница между первым и вторым взвешиваниями показывает количество воды, поглощенной при набухании, поэтому не трудно подсчитать и процент потребной воды по отношению к массе воздушно-сухих семян.
При подсчете потребной воды для набухания по отношению к массе абсолютно сухого зерна необходимо учесть, что в самом зерне при воздушно-сухом его состоянии содержится около 12 - 14% воды.
Определение потребной для набухания зерен воды по отношению к массе абсолютно сухого зерна может быть проведено точнее. Взвесив набухшее после пребывания в воде зерно, помещают в сушильный шкаф, где и высушивают до постоянной массы. Разница между первым и вторым взвешиваниями покажет общее количество воды, а отношение его к массе высушенного в сушильном шкафу зерна даст искомый процент.
Большой точности описанные способы не дают. К тому же достигать большой точности в этом опыте и нет нужды, так как колебания в потребности зерен в воде бывают всегда, и серьезного значения эти незначительные изменения иметь не могут. Общий результат дает наглядную картину. Для усиления этой наглядности полезно параллельно с зернами хлебных культур определить потребность воды для набухания у зерен бобовых растений, лучше всего у гороха. Семена (клубочки) свеклы для этого менее удобны.
Определение хлебов по проросткам и всходам
При прорастании зерен хлебных культур раньше всего трогаются в рост корешки, которые, прорвав оболочку зерна, выступают наружу. Число корешков неодинаково у разных видов хлебов. Как правило, зерна хлебов первой группы (пшеницы, ржи, ячменя, овса и тритикале) прорастают несколькими корешками. Зерна хлебов второй группы (проса, кукурузы, сорго и риса) прорастают всегда одним корешком. Учащиеся должны зарисовать рисунок 3.
Изучение
уровня этнокультурной компетентности младших подростков
Эксперимент проводился на базе школы № ГОУ СОШ №536 г. Москва ул. Азовская д 41 В исследовании принимало участие 28 детей 5 «А» класса. В начале эксперимента нами было проведено исследование по изучению уровня этнокультурной компетентности младших подростков. Как отмечает М. Беннет, вначале у ребен ...
Память, сущность, виды и функции. Развитие и совершенствование
профессиональной памяти
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память – основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы фор ...
Организация исследования, характеристики исходных данных
Выборку составили ученики 3-х классов средней общеобразовательной школы №85 с углубленным изучением отдельных предметов г.Казани. 3б – традиционный класс, в составе 33 детей, 27 из которых участвовали в тестировании. 3в – вальдорофский класс, в составе 16 детей, в тестировании участвовал весь класс ...