Принципы и методы отбора содержания курса информационные технологии

Новое образование » Методика изучения информационных технологий в рамках школьного курса информатики » Принципы и методы отбора содержания курса информационные технологии

Страница 1

Принципы и методы отбора содержания обучения в вузе на общетеоретическом уровне рассматривались в работах Кузнецова А.А., Кузнецова Э.И. Бешенкова С.А., Жданова С. А, С.А. Архангельского, Е.Л. Белкина, В.И. Кагана, Ю.М. Калягина, В.М. Монахова, А.М. Пышкало и др.

По мнению многих авторов, например, А.А. Дородницына, согласно принципам дидактики, одним из источников формирования содержания учебного предмета является наука, которая "стоит" за предметом.

У информатики, как у одной из самых молодых и динамично развивающихся наук сегодня, отсутствует точное определение как науки и учебного предмета, четко не сформирована учебная модель информатики. Это связано с быстрыми темпами ее развития.

В начале 60-х годов во французском языке возник термин "информатика", для обозначения области автоматизированной переработки информации, который является результатом слияния двух слов "информации" и "автоматика".

Термин "информатика" с одной стороны употребляется как суммарное обозначение всей сферы автоматизированной вычислительной техники и информационных технологий. С другой - трактуется как область знания, отрасль науки. А.П. Ершов, например, предлагает понимать информатику как фундаментальную науку, изучающую процессы передачи и обработки информации.

Академик А.А. Дородницын, в свою очередь, определяет информатику как науку о преобразовании информации, базирующуюся на вычислительной технике, в состав которой входят три неразрывно связанные между собой части: алгоритмические, программные и технические средства, причем, при этом, акцент делается на прикладные аспекты информатики.

Белошапка В.К. считает, что предметом изучения информатики становится новый системно-информационный язык, предназначенный для описания моделей. А основными понятиями этого языка, по мнению учёного, являются система, модель, язык, информация, технология, структура, операция, алгоритм, инвариант .

Говоря о научных направлениях информатики, А.П. Ершов называет такие:

1. Алгоритмика.

2. Программирование.

3. Теория вычислительного эксперимента.

4. Теоретические основы вычислительной техники.

5. Статистическая теория информации.

6. Искусственный интеллект и информалогия.

В работе Э.И. Кузнецова приводится наиболее полное описание дисциплин, входящих в предмет информатики. Описание дано в виде матрицы, столбцами которой являются теория, абстракция, проектирование, а строками - следующие девять разделов.

1. Алгоритмы и структуры данных.

2. Языки программирования.

3. Архитектура ЭВМ.

4. Численные и символьные вычисления.

5. Операционные системы.

6. Методология и инженерия программного обеспечения.

7. Базы данных и информационный поиск.

8. Искусственный интеллект и автоматизация.

9. Взаимодействие "человек - компьютер".

Определим систему методических принципов для отбора содержания курса информационные технологии для учащихся средних школ.

Научная строгость и последовательность курса предполагает непротиворечивость и логическую последовательность изложения материала.

Системность научных знаний. Особенности: каждое основное понятие должно иметь четко определенное место в системе понятий всего раздела; изложение основных идей и понятий должно быть произведено с использованием достаточного набора соответствующих факторов; методы, используемые в курсе, должны обеспечить рациональное решение практических задач.

Принцип доступности. Критерии: постепенность перехода от простого к сложному; посильность и целесообразность терминологии и символики; обязательное соответствие имеющемуся запасу знаний, умений и навыков.

Принцип практической направленности теоретического материала. Критерий - четкая связь теоретического материала с практикой.

Принцип соответствия целям обучения. Критерий: соответствие каждого понятия определенным целям, которые необходимо достичь в процессе обучения.

Изучение материала в единстве теории, терминологии и техники.

Критерии: использование взаимосвязи между различными аспектами информатики (теоретическим, практическим, технологическим и техническим); использование триады "модель-алгоритм-программа", которая лежит в основе применения методологии информатики в различных сферах человеческой деятельности.

Под учебной программой будем понимать документ, определяющий содержание и методическое построение учебной дисциплины, соответствующий возложенным на него функциям в системе подготовки специалиста данного профиля.

Учебная программа должна удовлетворять следующим требованиям.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Распределение зарядов в объеме
Существенным параметром, определяющим качество электрета, является распределение зарядов по объему электрета, перпендикулярно плоскости поверхности. Простейшим способом измерения распределения зарядов в объеме является метод последовательного срезания поверхностных слоев при низких температурах, чт ...

Метод примера и его роль в формировании, воспитании личности
До определенного времени в истории педагогики отношение и к понятию, и к определению понятия "метод" было таким же, как и к любому другому понятию. Исходное определение этого понятия можно обозначить как "переводное". Слово "метод" греческого происхождения, а потому, о ...

Методы и формы организации эстетического воспитания дошкольников
Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Как говорилось выше, первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объя ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru