Вариативность образовательной системы как предмет научного исследования

Новое образование » Становление вариативной системы дошкольного образования » Вариативность образовательной системы как предмет научного исследования

Страница 4

· эмоциональное благополучие каждого ребенка;

· интеллектуальное развитие ребенка;

· создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

· приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

· взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).

В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.

Сегодня в мировой образовательной практике дошкольное детство рассматривается как один из главных образовательных резервов. Легкомысленное отношение к дошкольному возрасту оборачивается для детей в лучшем случае безвозвратно упущенными возможностями, а в худшем — деформацией логики всего последующего жизненного пути — онтогенеза. Изменения, произошедшие в сфере дошкольного образования за последние 15 лет, приобрели обширный и во многом необратимый характер. Однако можно смело констатировать, что все эти изменения пока не привели к структурированию системы дошкольного воспитания и к разумной реорганизации ее в новую систему дошкольного образования.

У нас до сих пор отсутствует развернутое обоснование самой идеи, а лучше сказать — цели дошкольного образования. Нам необходимо определить и законодательно закрепить цель дошкольного, а возможно, и отдельно цель предшкольного образования. Как известно из педагогики, образование — это целостный педагогический процесс, осуществляющийся в интересах личности, общества, государства. Осенью мы обсуждали проект образовательного кодекса. В нем было написано: «Дошкольное образование осуществляется в помощь родителям». Как видим, речь не идет о государственных образовательных ориентирах. Если переходить на такую позицию и развивать дошкольное образование, руководствуясь интересами родителей, то система дошкольного образования неизбежно превратится в сферу услуг.

Общедоступность качественного дошкольного образования и его обязательность для старших дошкольников определяются, конечно, прежде всего финансовой стороной вопроса. Но обязательность дошкольного образования — это не воинская повинность, а обязательность систематической образовательной работы педагогов и родителей с детьми 5-7 лет в разных организационных формах. Важно при этом сохранить начавшуюся в 90-х годах XX века ориентацию на вариативность дошкольного образования и по содержанию, и по формам его организации. Ввести сейчас единую программу дошкольного образования означало бы попытку повернуть время вспять и не только разрушить уже сделанное за 15 лет в России, но и идти против мировых тенденций с дошкольным образованием.

Для упорядочения и совершенствования дошкольного образования целесообразно создать консолидированными усилиями ведущих научных центров рамочный документ, фиксирующий научные основы дошкольного образования, его специфику, основные направления, общую модель образовательного процесса, условия, а также примерный круг культурно-образовательных содержаний. Иными словами, нам нужен стандарт дошкольного образования. Этот документ должен включать также возрастные нормативы, возможные и желательные достижения по основным направлениям развития в узловых точках возрастного диапазона.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Модели управления качеством
С точки зрения подходов к оценке и контролю качества остаются две модели управления качеством. Первая модель основана на непосредственном контроле знаний обучаемых. Во второй модели методической основой для управления качеством являются международные стандарты серии ISO 9000. Тестирование знаний пу ...

Семья и её влияние на развитие детей дошкольного возраста
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверж ...

Теории множественности интеллектов
Автор этой теории, американский исследователь Роберт Стернберг, считает, что целостная теория интеллекта должна описывать три его аспекта - внутренние компоненты, связанные с обработкой информации (компонентный интеллект), эффективность овладения новой ситуацией (эмпирический интеллект) и проявлени ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru