Описание предметных линий в диагностических материалах

Новое образование » Способы опосредствования действия моделирования » Описание предметных линий в диагностических материалах

Страница 3

Интерпретация данных

При решении учениками задач на разном материале мы выдели, что испытуемые, решающие задания третьего уровня

а) выделяют структуру задач,

б) выделяют законы перевода одного знакового плана в другой.

К сожалению, часть гипотезы о том, что опосредствование действия моделирования задач третьего уровня включает интонационное воссоздание переходов от одного знакового плана к другому, мы придумали поздно, поэтому интонационной информации у нас нет. Но есть данные о взаимосоотнесении различных знаковых планов и выделения структуры задач. Поэтому в целом может сказать, что наша гипотеза подтвердилась.

Протокол эксперимента на примере задач с полосками

Задание 1. (задание первого уровня)

Петр склеивает из одинаковых полосок разные фигуры.

Длина каждой полоски – 7 см, а ширина – 2 см.

Вопрос 1. Какова площадь поверхности одной полоски (сколько квадратов со стороной 1 см помещается на поверхности полоски)?

Обведи правильный ответ.

А. 9 В. 11 Г. 14 Д. 15

Дает ответ 14 – вариант Г

Задание 2. (задание второго уровня)

Петр склеил фигуру из двух пересекающихся полосок.

Какова площадь полученной фигуры, если длина каждой полоски 7 см, а ширина 2 см?

Обведи правильный ответ.

А. (7 х 2) + (7 х 2) = 28

Б. 2 х 2 х 5 = 20

В. 7 х 2 х 2 – 4 = 24

Г. (7 + 2) х 2 + 7 = 25

Дает ответ 28 - А. Испытуемый не делает сопоставления двух знаковых планов: наглядно-образного плана и математической модели.

Я ввожу опосредствование. Изменяю структуру задачи, а именно меняю наглядно-образный план. Даю задачу: «Даны две другие полоски:

Меньшую полоску наклеили на большую вот так:

Какой периметр будет у полученной полоски?»

Испытуемый принимает данное опосредствование, он решает эту задачу - дает ответ 14.

Потом смотрит на задание и дает ответ В. Задача решена. Испытуемый дает правильную интерпретацию всех данных и действий в решении: «7*2 – площадь одной полоски. На рисунке 2 одинаковые полоски, поэтому их площадь умножили на 2 и вычли площадь фигуры на их пересечении».

Эти задачи мы давали с целью овладения учеником материалом, на котором будет построена задача третьего уровня.

Задание 3.

Петр рассчитал площадь полоски, склеенной из двух других.

Вот его расчет:

(7 + 3) х 2 = 20

Какую из приведенных ниже полос он имел в виду?

Обведи правильный ответ.

А Б

2 3

В Г

4 5

Задание 3 мы показываем ученику, но не даем решать.

Задание 4. (задание третьего уровня)

Петр задумал склеить одну полосу определенной длины из трех других. Чтобы намазать клеем квадрат со стороной 1 см, нужен 1 грамм клея.

Петр рассчитал, что ему для этого понадобится 12 граммов клея:

3 х 2 + 3 х 2 = 12

Чтобы склеить между собой две поверхности, клей надо намазать только на одну из них.

Підпис: ?

Какой длины полоса получится у Петра?

Решение:

Ученик уточняет, как построен наглядно-образный план задачи. Он задает вопрос: «Как склеены полоски?» Я спрашиваю, как бы он склеивал одинаковые полоски, чтобы получить одну более длинную? Я обращаю его внимание на рисунки из задания 3. Он уточняет у меня, что полоски в задании 3 такие же, как и в предыдущих заданиях. Вычисляет все недостающие моменты длины для полоски В из задания 3:

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Общие функции организаторской деятельности
Общие функции организаторской деятельности, выделенные Л.И. Уманским, специфически проявляются и в деятельности педагога. Первое место среди них занимает функция групповой интеграции, формирования межличностного внутреннего единства. Результатом осуществления этой функции являются установившиеся вз ...

Анализ содержания народных сказок как содержания воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки могут показать: - как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); - как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро ...

Свойства знаний
· Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются: o системность, o обобщенность, o осознанность, o гибкость, o действенность, o полнота, o прочность (рис. 2). · Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru