Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-интернате

Новое образование » Сюжетно-ролевая игра как средство успешной социальной адаптации воспитанников школы-интерната » Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-интернате

Страница 1

Диагностико-экспериментальная часть нашей работы была проведена в рамках волонтерской деятельности в школе-интернате № 3. Респондентами стали 2 класса – 4 и 5, дети в возрасте 10 и 11 лет.

Для диагностики социальной адаптации детей-сирот в условиях школы-интерната применялись следующие методы исследования: карта наблюдения Стотта и проективная методика «Несуществующее животное».

Методика «Несуществующее животное» позволяет выявить особенности положения ребенка в группе, его отношение к себе и к членам этой группы. Методика основана на механизме психической проекции, то есть, рисуя животное, ребенок неосознанно отождествляет себя с ним, свое отношение к окружающим людям, приятие или неприятие их и себя. По результатам методики можно узнать, какие поведенческие реакции превалируют у ребенка (агрессия– конформность), его положение в коллективе (отчужденность– привязанность к людям), социальную активность (стремление ребенка к продуктивной деятельности– социальная пассивность, безразличие).

С помощью карты наблюдения Стотта выявляются особенности детской дезадаптаци. Карта оценивает степень и характер самой дезадаптаци и состоит из 16 симптомокомплексов– образцов поведения: (1. Недостаток доверия к новым людям; 2. Астения; 3. Уход в себя; 4. Тревожность по отношению к взрослым; 5. Враждебность по отношению к взрослым; 6. Тревога по отношению к детям; 7. Ассоциальность; 8. Гиперактивность; 9. Враждебность к детям; 10. Эмоциональное напряжение; 11. Невротические симптомы; 12. Неблагоприятные условия среды; 13. Сексуальное развитие; 14. Умственное развитие; 15. Болезни; 16. Физические эффекты.). В ходе включенного наблюдения уделяется внимание на поведение ребенка, после этого заполняется карта.

С целью выявления эффективности влияния игровой деятельности на процесс социальной адаптации исследование проводилось в виде естественного эксперимента, специфика которого заключалась в том, что одна группа детей (экспериментальная) была включена в игровую деятельность, в другой же группе (контрольная) игровая деятельность не проводилась. Эксперимент длился 6 месяцев (октябрь 2005 – март 2006 годы). При этом велось наблюдение за изменениями в поведенческих, личностных характеристик детей, которые являются показателями уровня социальной адаптации детей.

В начале экспериментальной работы у социального педагога, работающего на базе исследования, была выяснена изначальная степень социальной адаптации двух групп детей, которая была практически одинаковой. У детей обеих групп преобладало агрессивное поведение по отношению друг к другу, разрозненность отношений, слабые коллективистские связи. Ребята часто ссорились, применяя физическую силу, испытывали трудности во взаимоотношениях со сверстниками.

В ходе экспериментальной работы были замечены изменения в поведении детей экспериментальной группы. Игры были направлены на снижение уровня агрессии детей, на развитие их коммуникативных навыков и на сплочение коллектива. На начальном этапе работы в игровую деятельность из экспериментальной группы включались не все ребята: некоторые оставались пассивными и лишь наблюдали за тем, как играют другие. Но спустя некоторое количество времени в игру были включены все члены группы. Применяя игры на развитие коммуникативных способностей, удалось активизировать вербальную активность детей, которые раньше ее проявляли в малой степени. Также у детей снизился уровень агрессивности по сравнению с начальным уровнем до эксперимента.

На основе данных, полученных в ходе проведения эксперимента, был проведен сравнительный анализ, который показал, что мы получили специфические данные по 5 параметрам:

1. Социальное доверие;

2. Агрессивность;

3. Чувство включенности в группу;

4. Социальная активность

Данные эксперимента представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Параметры

Экспериментальная

группа

Контрольная

группа

Количество респондентов, у которых проявились данные параметры

%

Количество респондентов, у которых проявились данные параметры

%

1.

Социальная активность

8

80

6

60

2.

Чувство включенности в группу

7

70

4

40

4.

Социальное доверие

5

50

3

30

5.

Агрессивность

2

20

7

70

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Дидактическая игра, организация и проведение дидактических игр
Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в п ...

Система заданий краеведческого характера и их реализация на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в 8-м классе
Целью курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8-го класса является формирование и развитие у школьников сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими умений и навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневно ...

Развитие отечественной педагогики после 1917 года
Переломным рубежом в развитии отечественного историко-педагогического процесса стала Октябрьская революция. Первый значительный программный документ советского правительства по вопросам образования - "Основные принципы единой трудовой школы" (1918) - был проникнут духом революционной рома ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru