Развитие речи ребенка на четвертом году жизни

Страница 2

На четвертом году происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата: становятся более координированными движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика и спинки языка, способствует правильному произношению (без смягчения) «санки» - «сянки». Дети все чаще начинают верно, произносить слова со стечением 2 – 3 согласных, становиться возможным употребление более сложных по слоговой структуре слов (3 – 4 и более).

Отмечается появление многих звуков, правильно произносят трудные звуки – [ы], [э], [х], приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляется звук [ц]. У некоторых детей появляются звуки более позднего онтегенеза ([ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]), но, как правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, а заменяют их соответствующими более твердыми свистящими [ш] на [с], [ж] - [з], [ч] – [ц], [щ] – [с] или [с’]. Сонорные звуки [р], [р’], [л] – [у], [л’].

В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши еще нередко пропускают буквы и слоги, переставляют их. Например, пожалуйста – «пожаста», температура – « тематура». Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова.

Совершенствуется речевой слух ребенка. Несмотря на то, что малыш еще не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает неправильности в произношении своих сверстников, но еще не может осознать, в чем причина неправильного звукового оформления слов («лепа» - репа), хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова («бии – бии» - гудит машина, «пии – пии» пищит мышонок).

У четырехлетних детей особенно ярко выявляются индивидуальные отличия в формировании произносительной стороны речи: у одних детей речь чистая, у других она может быть недостаточно ясной, с неправильным произношением большого количества звуков. Воспитателю следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания, совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.

Итак, на четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения. Используют шире все части речи. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Четырехлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов в речи сверстников. Речь детей в основном носит интуитивный характер, она еще не достаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильно со стороны произношения. Ребенок может с небольшой помощью взрослого передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении все чаще исходит от ребенка.

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Исследование успешности начального школьного обучения детей, закончивших различные типы дошкольных учреждений и не посещавших их
Обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в начальную школу является одной из актуальных задач образовательной политики нашего города. В настоящее время дошкольные учреждения не посещают около 47 % малышей. Это происходит по целому ряду причин (не ...

Психологические условия формирования свойств личности
При каких психологических условиях формирование свойств личности будет наиболее успешным? · Воспитательное воздействие на эмоциональную сферу должно затрагивать всю личность, весь субъективный мир человека Искусство воспитателя состоит в том, чтобы установить связь между тем, что мы хотим сформиров ...

Подход к мышлению и пониманию в рамках проекта «Индивидуальный прогресс»
интеллект мышление психометрический Согласно проекту намечаемая система диагностики индивидуального прогресса (ИП) школьников должна преодолеть статичность и эгоцентризм форм диагностики в образовании и ассимилировать те новые тенденции в этой области, которые внес компетентностный подход. Предвари ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru