Создание и разработка дидактических игр для развития словесного творчества дошкольников

Новое образование » Создание и разработка дидактических игр для развития словесного творчества дошкольников

Произносительная сторона речи в основном формируется в дошкольном детстве. На занятиях и в повседневном общении воспитатель упражняет детей в четком произношении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учит говорить достаточно громко, не спеша, развивает фонематический и речевой слух.

В общении с окружающими обогащается его словарь. Высказывая свое мнение, малыш учится правильно произносить звуки, строить фразы. Ребенок успешнее овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Воспитатель может рекомендовать для заучивания с детьми дома стихи, загадки, пословицы, потешки, считалки, чистоговорки скороговорки; посоветоваться какие книги читать дома.

В процессе работы с родителями воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребенком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы малыш в процессе таких занятий не только получал знания, вырабатывал определенные навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.

Интересными и полезными для молодых родителей являются собрания, на которых выступают и делятся своими впечатлениями о воспитании речи в условиях семьи сами родители. Педагог может заранее договориться с некоторыми из них, попросив рассказать, как они совместно с детским садом устраняли те или иные недостатки в речи своего ребенка. Полезны открытые занятия по р/р; использование папок передвижек.

Овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи, не у всех детей идет равномерно, воспитатель может провести беседу о том, когда и какие звуки в процессе овладения правильным звукопроизношением появляются у детей, какие несовершенства речи связаны с возрастными особенностями развития ребенка.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Чтобы научиться четко и правильно произносить звуки, слова, ребенок должен, прежде всего, слышать их. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременным усвоением звуков. Слыша слова, а в словах одни и те же звуки, малыш начинает сам произносить их. Однако да же при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь.

Следует советовать родителям беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать хронический насморк.

Важное значение в усвоении и в правильном произношении звуков и слов отводится состоянию и сформированности фонематического восприятия. Благодаря этому ребенок способен отличать звуки (фонемы) от других, различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом.

Речевой звук – основной строительный материал слова, от четкости которого зависит чистота речи, правильное ее понимание окружающими.

Воспитатель в беседах и консультациях как помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, подчеркивает, что вредно нагружать малыша сложным речевым материалом: непонятными словами, сложными по содержанию и объему стихотворениями, учить правильно произносить шипящие и [р], которые в силу подготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (2-3 года), читать художественные произведения для детей школьного возраста. Воспитатель объясняет – перегрузка непосильным речевым материалом может привести к заиканию, неправильному формированию звуков- боковые шипящие, горловое произнесение [р] и др.

Овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Важно, когда взрослые:

а) следили за своим произношением;

б) говорили не торопясь;

в) четко произносили все слова и звуки.

Важно обращать внимание родителей, что в общении с ребенком (особенно в раннем дошкольном возрасте) нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова (звукоподражания) («Где бибика?»; «Ляля хочет бай, бай?»), сюсюкать. Это будет тормозить развитие звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослым слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко - слоговом отношении. Если ребенок неправильно произносит, какие, либо звуки, слова, не стоит передразнивать или смеяться, или хвалить. В то же время не стоит требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.

Очень важно постоянно напоминать родителям о том, в какие сроки и какие звуки ребенок должен произносить правильно, объяснять, что неправильное произношение некоторых звуков на определенных возрастных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Это необходимо, чтобы вовремя обнаружить недостатки произношения, своевременно принять меры к их исправлению.

Занятия по формированию правильной речи проводятся специалистом - логопедом.

Но ряд недостатков в произношении звуков, в употреблении слов устранить легко, доступно родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносить звук или слово, но делают это не всегда верно. Воспитатель указывает родителям на то, что к исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Это иногда ведет к тому, что малыш старается вообще употреблять какие-то слова, заменяя их другими (порой неудачными), или вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки надо тактично и доброжелательно. По возможности не надо употреблять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Ошибки в произнесении слов могут выражаться не только в неправильном звукопроизношении, но и в несоблюдении норм литературного произношения. Чтобы исправить, а потом закрепить правильное произношение этого слова, можно предложить ребенку в игровой форе неоднократно произнести его.

Занимаясь с ребенком дома, читая с ним книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети легко справляются с такими заданиями, но при этом нередко допускают речевые ошибки. В беседе воспитатель подчеркивает, что не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Нельзя уклоняться от вопросов ребенка, хотя порой трудно ответить сразу. В таких случаях можно пообещать дать ему ответ, когда он поспит (поест, погуляет, уберет игрушки и т.п.), взрослый за это время сможет подготовится к рассказу. Тогда малыш не только получит правильную информацию, но и увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника, и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Педагог советует родителям обязательно выслушивать ребенка до конца, когда он делиться своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге, о просмотренном мультфильме.

Воспитатель подчеркивает, для ребенка в семье нужны следующие условия:

а) удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами;

б) получение новых знаний;

в) обогащение словарного запаса,

чтобы ребенок учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют его кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению речью. Важной задачей для педагога является обобщение передового опыта воспитания детей в семье.

Новые статьи:

Когнитивные теории интеллекта
Когнитивные теории интеллекта предполагают, что уровень интеллекта человека определяется эффективностью и скоростью процессов обработки информации. Согласно когнитивным теориям, быстрота обработки информации определяет уровень интеллекта: чем быстрее происходит обработка информации, тем быстрее реш ...

Реализация процесса воспитания эстетической культуры детей первой ступени обучения средствами культурно-досуговой деятельности в МУК «М РДК им. В.М. Толстых»
МУК «М РДК им. В.М. Толстых» г.Тимашевска объединяет Межпоселенческий районный Дом Культуры им. В.М. Толстых, клуб дома-интерната для престарелых и инвалидов (ДИПИ), клуб поселка «Садовод» (СК «Садовод»). МУК «М РДК им. В.М. Толстых» - специально построенное здание, имеет зрительный зал на 550 мест ...

Нарушения лингвистического компонента речи
В этом параграфе раскрываются нарушения лингвистического компонента речи: фонетической, лексической, синтаксической сторон и связной речи. К обучению в школе дети с умеренной умственной отсталостью оказываются неподготовленными. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru