Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка определенного развития. Без речевого окружения ребенок не заговорит. Для правильного развития речи нужна речевая среда. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и близкими.
В овладении речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики (вначале форма ковров – «окнов»). К.И. Чуковский: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы…».
Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка (прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука.
Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и усваивает, сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми (появление через промежуточные звуки).
Система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение длительного времени (от 3 до 5 лет). В развитии речи ребенка наблюдаются закономерности, которые выражаются, прежде всего, в постепенности процесса. Овладение ребенком речью:
1. развитие отделов речевого аппарата,
2. развитие понимания речи, появление первых осмысленных слов,
3. наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое оформление, четкое и внятное произнесение звуков и слов.
Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимости между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.
Проблема
определения нормы и паталогии в развитии ребенка
Гнев у нервно-психопатичных детей также проявляется в виде припадков, которые весьма трудно отличить от тех, что бывают у нормальных детей. И только опытному глазу специалиста удается отметить разницу и установить, что у детей нервных и психопатов вспышки гнева наступают неожиданно, без всякого вид ...
Анализ результатов констатирующего эксперимента
При обследовании по методике раннего выявления дислексии (КорневА.Н.), из 15 первоклассников было выявлено 7 человек, испытывающих различные трудности при выполнении всех заданий. В процессе проведенных исследований были получены следующие результаты. При выполнении задания “Рядоговорение” четверо ...
Особенности научных исследований в
курсе "Агрохимия"
"Агрохимия - наука об оптимизации питания растений, применения удобрений и плодородия почвы с учетом биоклиматического потенциала для получения высокого урожая и качества продукции." (цит. по Минееву, 2006). Агрохимия, как наука занимается разработкой теоретических основ и агротехнических ...