Процесс овладения речью

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка определенного развития. Без речевого окружения ребенок не заговорит. Для правильного развития речи нужна речевая среда. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и близкими.

В овладении речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики (вначале форма ковров – «окнов»). К.И. Чуковский: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы…».

Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка (прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука.

Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и усваивает, сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми (появление через промежуточные звуки).

Система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение длительного времени (от 3 до 5 лет). В развитии речи ребенка наблюдаются закономерности, которые выражаются, прежде всего, в постепенности процесса. Овладение ребенком речью:

1. развитие отделов речевого аппарата,

2. развитие понимания речи, появление первых осмысленных слов,

3. наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое оформление, четкое и внятное произнесение звуков и слов.

Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимости между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

Новые статьи:

Виды чтения, особенности обучения экстенсивному чтению
В зависимости от цели чтения читающий будет использовать одну из стратегий подхода к работе с текстом или один из типов чтения (чтение по диагонали, «сканирование» текста, интенсивное и экстенсивное чтение). При чтении по диагонали мы пробегаем глазами страницы, чтобы получить общее представление о ...

Воспитание толерантности в системе образования
Образование подрастающих поколений, обеспечивая механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим з ...

Европейский опыт развитития инновационных компаний при вузах
В 2010 г. в рамках Евросоюза был создан Инновационный союз, основными целями, заявленными при создании являются увеличение темпов роста затрат на НИиР до 3% к ВВП в 2020 г., а также обеспечение взаимодействия научно – исследовательских систем европейских стран, модернизация образования, обеспечение ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru