Процесс овладения речью

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс; ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребенка определенного развития. Без речевого окружения ребенок не заговорит. Для правильного развития речи нужна речевая среда. Важно, чтобы у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и близкими.

В овладении речью у ребенка вырабатывается определенное чувство языка. Он усваивает определенные правила и законы грамматики (вначале форма ковров – «окнов»). К.И. Чуковский: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом, даже не замечая своей колоссальной работы…».

Точное воспроизведение звука возможно лишь в том случае, если произносительные органы ребенка (прежде всего артикуляционный аппарат) в состоянии принять соответствующее положение, имеют достаточную подвижность мышц, принимающих участие в образовании звука.

Для произнесения одних звуков требуется простая артикуляция, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыш и усваивает, сначала те звуки, которые легки для произношения, а более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позднее. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми (появление через промежуточные звуки).

Система заменителей не является обязательной для всех детей. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение длительного времени (от 3 до 5 лет). В развитии речи ребенка наблюдаются закономерности, которые выражаются, прежде всего, в постепенности процесса. Овладение ребенком речью:

1. развитие отделов речевого аппарата,

2. развитие понимания речи, появление первых осмысленных слов,

3. наличие достаточного лексического запаса, умение пользоваться монологической речью, правильное грамматическое оформление, четкое и внятное произнесение звуков и слов.

Овладение речью и дальнейшее ее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребенка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Формирование речи нельзя рассматривать в отрыве от общего развития ребенка.

Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимости между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии у детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она еще далека от совершенства.

Новые статьи:

Концептуальные основы создания инновационных предприятий вузами
инновационный компания университет За последние годы значительно увеличено финансирование науки за счет средств государства – как в части фундаментальной науки, так и в части прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования н ...

Понятие музыкальности и её признаки
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, обучения и воспи ...

Специальная общеобразовательная школа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи
Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного кон ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru