Психологические особенности старшеклассников и развитие их математических способностей

Новое образование » Методика проведения факультативного курса "Методы решения нестандартных задач по алгебре" » Психологические особенности старшеклассников и развитие их математических способностей

Страница 1

Учебная деятельность старшеклассников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности более младших школьников. Во-первых, углубляется содержание обучения и вводятся новые учебные разделы. Во-вторых, что является главным отличием, учебная деятельность старшеклассников предъявляет гораздо более высокие требования к их активности, самостоятельности и развитию теоретического мышления. Движущей силой умственного развития старших школьников является противоречие между уровнем учебной деятельности, сложившемся за время обучения в средних классах школы, и требованиями, которые предъявляет учебная деятельность в старших классах. Это противоречие разрешается по мере перехода на новый, более высокий уровень учебной деятельности, который связан с развитием теоретического мышления и навыков самообучения.

Изменяется отношение к учению и самих старших школьников. Растет их сознательное отношение к учению и потребность в знаниях.

Именно в этом возрасте у школьников определяется специфический устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знаний, области деятельности. Этот интерес стимулирует стремление к расширению и углублению знаний в определенной области. Старшеклассник, заинтересовавшись предметом, охотно знакомится с нужной литературой и занимается в соответствующих кружках, факультативах . Познавательные интересы в старшем школьном возрасте приобретают более широкий, устойчивый и действенный характер.

Оптимальные возможности для развития способностей школьников дают кружки, специальные школы и классы, научные секции, факультативные курсы, олимпиады. Рост сознательного отношения к учению стимулируют дальнейшее развитие познавательных интересов и умения управлять ими. Уже в конце старшего школьного возраста учащиеся полностью овладевают своими познавательными процессами (восприятием, памятью, воображением, мышлением), а также вниманием и подчиняют их определенным задачам жизни и деятельности.

Мыслительная деятельность у старшеклассников характеризуется более высоким уровнем обобщения и абстрагирования. У них растет тенденция к причинному объяснению явлений, повышается умение аргументировать при доказательстве истинности или ложности отдельных положений, умение связывать изучаемое в систему и делать глубокие выводы. Им свойственна высокая критичность мышления.

Основная задача педагогов и психологов – обеспечить максимальное и всестороннее развитие способностей всех детей и при этом выявить школьников, которые обнаруживают глубокие интересы, склонности и способности в определенных областях, создать им все условия для дальнейшего развития. Эту задачу могут выполнить различные формы дифференцированного обучения. Имеются в виду различные типы специальных школ, факультативные курсы, школьные научные общества, познавательные кружки и т.п.

В.А. Крутецкий указывал, что под способностями понимается комплекс индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющихся условием ее успешного выполнения.

Говоря о математических способностях как особенностях умственной деятельности, он подчеркивал, что следует прежде всего указать на несколько распространенных среди учителей заблуждений. Во-первых, неверно считать, что математические способности заключаются в способности к быстрому и точному вычислению (в частности, в уме). На самом деле вычислительные способности далеко не всегда связаны с формированием подлинно математических (творческих) способностей. Во-вторых, является заблуждением , что способные к математике школьники отличаются очень хорошей памятью на формулы, цифры, числа. Так, академик А.Н. Колмогоров был уверен, что успех в математике меньше всего основан на способности быстро и прочно запоминать большое количество фактов, цифр, чисел, формул. Еще одним заблуждением В.А. Крутецкий считал утверждение, что быстрота мыслительных процессов является одним из показателей математических способностей. Быстрый темп работы сам по себе не имеет отношения к математическим способностям. Ученик может работать медленно и неторопливо, но в то же время вдумчиво, творчески, успешно продвигаясь в усвоении математики.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Учебная программа по физике для 8 класса по теме «Тепловые явления»
В школе на изучение темы «Тепловые явления» отводится 25 часов, включающей в себя следующие темы уроков: Тепловое расширение тел Температура. Измерение температуры. Термометр Внутренняя энергия Способы изменения внутренней энергии Теплопроводность Конвекция Излучение Расчет количества теплоты при н ...

Развитие выразительности музыки
Невозможно осветить все основные этапы исторического развития музыкальной выразительности. Мы можем лишь указать на некоторые основные определяющие и направляющие факторы этого развития. Наиболее заметным в истории музыки представляется процесс становления ее выразительно-изобразительных средств, к ...

Общая характеристика существующих методов обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью
В данном параграфе раскрываются понятия «образование», «обучение», «воспитание», «коррекционное обучение», «коррекционное воспитание» и «коррекционное развитие», также рассматриваются методы формирования вербальных средств общения в ситуации делового взаимодействия и методы коммуникативного подхода ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru