Концептуальные основы создания инновационных предприятий вузами

Страница 3

Осознавая необходимость формирования национальной инновационной системы, увязывающей науку с образовательной сферой и бизнесом и предполагающей отлаженный процесс коммерциализации результатов НИОКР, государство стимулирует создание и развитие малых инновационных предприятий путем применения различных мер.

Так, Федеральным законом №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [2] предусматривается наделение бюджетных научных и образовательных учреждений правом самостоятельно (то есть без согласия собственника их имущества, но с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности) создавать хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным и образовательным учреждениям.

Данный закон снял множественные законодательные преграды, которые долгое время затрудняли коммерциализацию инновационных разработок, созданных в вузах и НИИ, и внедрение их в реальный сектор экономики. Закон №217-ФЗ является значительным шагом в продвижении инновационных разработок вузов на рынок.

Однако в настоящий момент инновационные предприятия, созданные при участии вузов и НИИ, сталкиваются со многими трудностями в процессе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности: законодательство, неадаптированное для инновационных предприятий, финансовые сложности, высокий уровень предпринимательского риска, отсутствие широкого круга потребителей и др.

Для преодоления вышеотмеченных трудностей инновационным предприятиям необходима государственная поддержка, которая может осуществлять в следующих формах:

- создание площадок предпринимательских коммуникаций – бизнес инкубаторов;

- создание инвестиционных институтов, которые готовы инвестировать в инновационные предприятия на самых ранних этапах их развития;

- внесение поправок в законодательство, облегчающих деятельность инновационных компаний.

Таким образом, современный рынок высшего профессионального образования характеризуется усилением конкуренции и существенным сокращением государственного финансирования высшей школы.

Учитывая данные условия, вузы вынуждены реализовывать свои научные разработки с целью получения дополнительного дохода, с целью поддержания должного финансового состояния вуза, усиления материально-технического оснащения, укрепления учебного процесса дополнительными практическими занятиями как внутри учебного плана, так и вне его.

До федерального закона, вузы и научно-исследовательские институты не могли внедрять результаты своей интеллектуальной деятельности. В соответствии с данным законом вузам и научно-исследовательским институтам предоставляется право самостоятельно создавать хозяйственные общества, применяющие результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат этим учреждениям. Закон направлен на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере.

Не маловажным является и тот факт, что по закону доходы от деятельности малых и средних инновационных предприятий могут направляться на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам и на осуществление основной деятельности учреждений, а именно на образование и науку.

После принятия Федерального Закона №217 к 2011 году при вузах и научно-исследовательских институтах было создано более 1515 инновационных предприятий [22].

Ведущие позиции по созданию инновационных предприятий удерживают Центральный и Сибирский федеральные округа. На их долю приходится более половины инновационных предприятий. Большинство иновационных предприятий являются ООО и имеют уставной капитал около 300 тысяч рублей. Общая капитализация инновационных компаний при вузах в Министерстве образования и науки России оценивается в 10-12 млн. долларов [22].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Сущность и формы социальной поддержки алкоголезависимых семей, воспитывающих детей дошкольного возраста
Социальная поддержка - это «система мероприятий субъектов социальной работы, направленная на решение проблем лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, путем предоставления им помощи и необходимых видов социальных услуг». Выделяют следующие наиболее распространенные виды социальной подде ...

Выбор музыкального произведения для беседы
«Щелкунчик» — соч. 71, балет Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Эрнеста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Щелкунчик - это добрый друг и старый знакомый, который не раз приходил к нам в гости, и ещё много раз придёт… И каждый знает своего собственн ...

Понятие «сеть дошкольных учреждений» и особенности образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа
Понятие «сеть дошкольных образовательных учреждений» возможно определить как «совокупность взаимодействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образовательных учреждений различных видов». То есть сетевой принцип организации дошкольных образовательных учреждений предполагает, прежде все ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru