Концептуальные основы создания инновационных предприятий вузами

Страница 3

Осознавая необходимость формирования национальной инновационной системы, увязывающей науку с образовательной сферой и бизнесом и предполагающей отлаженный процесс коммерциализации результатов НИОКР, государство стимулирует создание и развитие малых инновационных предприятий путем применения различных мер.

Так, Федеральным законом №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» [2] предусматривается наделение бюджетных научных и образовательных учреждений правом самостоятельно (то есть без согласия собственника их имущества, но с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности) создавать хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным и образовательным учреждениям.

Данный закон снял множественные законодательные преграды, которые долгое время затрудняли коммерциализацию инновационных разработок, созданных в вузах и НИИ, и внедрение их в реальный сектор экономики. Закон №217-ФЗ является значительным шагом в продвижении инновационных разработок вузов на рынок.

Однако в настоящий момент инновационные предприятия, созданные при участии вузов и НИИ, сталкиваются со многими трудностями в процессе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности: законодательство, неадаптированное для инновационных предприятий, финансовые сложности, высокий уровень предпринимательского риска, отсутствие широкого круга потребителей и др.

Для преодоления вышеотмеченных трудностей инновационным предприятиям необходима государственная поддержка, которая может осуществлять в следующих формах:

- создание площадок предпринимательских коммуникаций – бизнес инкубаторов;

- создание инвестиционных институтов, которые готовы инвестировать в инновационные предприятия на самых ранних этапах их развития;

- внесение поправок в законодательство, облегчающих деятельность инновационных компаний.

Таким образом, современный рынок высшего профессионального образования характеризуется усилением конкуренции и существенным сокращением государственного финансирования высшей школы.

Учитывая данные условия, вузы вынуждены реализовывать свои научные разработки с целью получения дополнительного дохода, с целью поддержания должного финансового состояния вуза, усиления материально-технического оснащения, укрепления учебного процесса дополнительными практическими занятиями как внутри учебного плана, так и вне его.

До федерального закона, вузы и научно-исследовательские институты не могли внедрять результаты своей интеллектуальной деятельности. В соответствии с данным законом вузам и научно-исследовательским институтам предоставляется право самостоятельно создавать хозяйственные общества, применяющие результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат этим учреждениям. Закон направлен на создание благоприятных условий для эффективного развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере.

Не маловажным является и тот факт, что по закону доходы от деятельности малых и средних инновационных предприятий могут направляться на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам и на осуществление основной деятельности учреждений, а именно на образование и науку.

После принятия Федерального Закона №217 к 2011 году при вузах и научно-исследовательских институтах было создано более 1515 инновационных предприятий [22].

Ведущие позиции по созданию инновационных предприятий удерживают Центральный и Сибирский федеральные округа. На их долю приходится более половины инновационных предприятий. Большинство иновационных предприятий являются ООО и имеют уставной капитал около 300 тысяч рублей. Общая капитализация инновационных компаний при вузах в Министерстве образования и науки России оценивается в 10-12 млн. долларов [22].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Понимание качества людьми различных слоев общества и интересов
Традиционный вывод, по-видимому, такой: качество понимается по-разному людьми различных интересов. Любая система дистанционного образования включает в себя много разных элементов и процессов, и степень важности, придаваемой этим разным компонентам, зависит от того, люди какой группы интересов интер ...

Вариативность образовательной системы как предмет научного исследования
Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность - это качество образовательной системы, характеризующее ее способность создавать и предоставлять учащимся варианты образовательных программ или отдельных вид ...

Характеристика образовательного стандарта для профессионально технических училищ по общей биологии
Изучение биологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и реализации учебных задач: освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологи ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru