Необходимо различать понятия «тон» и «цвет». Говоря о цвете, имеется в виду многоцветность окраски. Тон — это, во-первых, художественный строй произведения, его колорит (употребляется для характеристики художественных произведений). Во-вторых, тон может определять световые отношения в произведении. В этом случае употребляется такой термин «светлота», или «светосила».
Насыщенность (интенсивность цвета, светосила) — это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте серого цвета. Цвет наибольшей насыщенности — это чистый цвет, т.е. цвет без примеси других цветов. Если в чистый цвет добавить серый, то цвет станет меркнуть, уменьшится его насыщенность. Насыщенность цвета можно уменьшить, добавив к нему белый или черный цвета. При добавлении белого цвета получают разбеленные (пастельные) цвета. При добавлении черного цвет приглушается, насыщенность его уменьшается.
В группе хроматических цветов различают теплые и холодные цвета. Деление это условное. Теплые цвета связываются с представлением об огне, солнечном свете — это красный, оранжевый, желтый и все оттенки этих цветов; а холодные — с представлением о воде, снеге и т.п. — это синий, голубой, сине-зеленый, сине-фиолетовый и все цвета, полученные от смещения с этими цветами. Зеленый цвет считается нейтральным, со всеми оттенками он наиболее благоприятен для зрения человека. Все теплые цвета спектра обладают свойством выступать, т.е. зрительно приближаться, а холодные — отступать, т.е. зрительно удаляться. Самый холодный цвет — сине-зеленый, самый теплый — оранжевый. Теплые цвета еще называют активными, а холодные — пассивными. Таким образом, оранжевый цвет — самый активный, а сине-зеленый — самый пассивный.
Деление на теплые в холодные цвета в основном относится к чистым цветам, так как в пределах каждого цвета бывают более теплые и более холодные оттенки. Например, красный может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым — если с желтоватым. Зелено-желтый — теплый, зелено-синий — холодный и т.д. К тому же цвет зависит и от окружения, т.е. какой находится рядом. Один и тот же цвет может быть и теплым, и холодным рядом с другими цветами. Особенно это относится к зеленому цвету. Рядом с теплым (желтым) он холоднее и, наоборот, рядом с холодным (синим) — теплее. Красный теплее по сравнению с фиолетовым, но холоднее по сравнению с оранжевым. На этом свойстве основано усиление сочетания цветов: так оранжевый рядом с синим, кажется еще ярче, теплее, а синий — холоднее.
Любой цвет в окружении более светлых цветов кажется темнее, а в окружении более темных — светлее. Это явление называется светлым контрастом. Примером может быть различие в восприятии одного и того же квадрата серого цвета па черном и белом фоне. На светлом фоне цвет фигуры кажется более темным, а на темном — более светлым.
Цветовой контраст проявляется в следующем: белый, серый и черный цвета в окружении хроматических приобретают дополнительный оттенок цвета. Например, три серых квадрата одинаковы, но па синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, па желтом сиреневый, на зеленом — розовый.
Цветовой контраст проявляется и в отношению к холодным и теплым цветам. Например, серый фон для красной фигуры покажется холодным, а для синей и зеленой — теплым.
Под цветовым контрастом понимают и любую противоположность цветов: различие по цветовому тону, насыщенности и светлоте, т.е. контраст в широком понимании. Контраст цветов могут быть сильными (прямыми), средними и слабыми (обратными).
Сильные цветовые контрасты производит резкое впечатление. Например, контраст черного и белого, желтого и синего, красного и зеленого, оранжевого и зеленого. Различие в насыщенности усиливает контраст. Слабые цветовые контрасты придают композиций мягкость и нежность. Это сочетание серого и черного, красного и фиолетового, желтого и оранжевого, оранжевого и малинового и т.п.
Суть метода Video-English
Простой факт: ученик никогда не научится понимать английскую речь, если не будет упорно тренироваться. Ему нужно слушать, как говорят носители языка, и ему нужно учиться их понимать. Если он мечтает владеть английским языком, как своим родным, выбора у него просто нет. Метод Video-English основан и ...
Формирующий эксперимент
По результатам констатирующего эксперимента мы отобрали и апробировали дидактические игры, направленные на формирование словаря детей раннего возраста. По каждой игре составили протокол. После проведения серии игр мы можем сказать что, наиболее хорошо дети справились с игрой «Кукла обедает» так как ...
Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может с ...