Психолого-педагогические возможности знакомства дошкольников с цветом

Страница 3

Необходимо различать понятия «тон» и «цвет». Говоря о цвете, имеется в виду многоцветность окраски. Тон — это, во-первых, художественный строй произведения, его колорит (употребляется для характеристики художественных произведений). Во-вторых, тон может определять световые отношения в произведении. В этом случае употребляется такой термин «светлота», или «светосила».

Насыщенность (интенсивность цвета, светосила) — это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте серого цвета. Цвет наибольшей насыщенности — это чистый цвет, т.е. цвет без примеси других цветов. Если в чистый цвет добавить серый, то цвет станет меркнуть, уменьшится его насыщенность. Насыщенность цвета можно уменьшить, добавив к нему белый или черный цвета. При добавлении белого цвета получают разбеленные (пастельные) цвета. При добавлении черного цвет приглушается, насыщенность его уменьшается.

В группе хроматических цветов различают теплые и холодные цвета. Деление это условное. Теплые цвета связываются с представлением об огне, солнечном свете — это красный, оранжевый, желтый и все оттенки этих цветов; а холодные — с представлением о воде, снеге и т.п. — это синий, голубой, сине-зеленый, сине-фиолетовый и все цвета, полученные от смещения с этими цветами. Зеленый цвет считается нейтральным, со всеми оттенками он наиболее благоприятен для зрения человека. Все теплые цвета спектра обладают свойством выступать, т.е. зрительно приближаться, а холодные — отступать, т.е. зрительно удаляться. Самый холодный цвет — сине-зеленый, самый теплый — оранжевый. Теплые цвета еще называют активными, а холодные — пассивными. Таким образом, оранжевый цвет — самый активный, а сине-зеленый — самый пассивный.

Деление на теплые в холодные цвета в основном относится к чистым цветам, так как в пределах каждого цвета бывают более теплые и более холодные оттенки. Например, красный может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым — если с желтоватым. Зелено-желтый — теплый, зелено-синий — холодный и т.д. К тому же цвет зависит и от окружения, т.е. какой находится рядом. Один и тот же цвет может быть и теплым, и холодным рядом с другими цветами. Особенно это относится к зеленому цвету. Рядом с теплым (желтым) он холоднее и, наоборот, рядом с холодным (синим) — теплее. Красный теплее по сравнению с фиолетовым, но холоднее по сравнению с оранжевым. На этом свойстве основано усиление сочетания цветов: так оранжевый рядом с синим, кажется еще ярче, теплее, а синий — холоднее.

Любой цвет в окружении более светлых цветов кажется темнее, а в окружении более темных — светлее. Это явление называется светлым контрастом. Примером может быть различие в восприятии одного и того же квадрата серого цвета па черном и белом фоне. На светлом фоне цвет фигуры кажется более темным, а на темном — более светлым.

Цветовой контраст проявляется в следующем: белый, серый и черный цвета в окружении хроматических приобретают дополнительный оттенок цвета. Например, три серых квадрата одинаковы, но па синем фоне серый цвет приобретает оранжевый оттенок, па желтом сиреневый, на зеленом — розовый.

Цветовой контраст проявляется и в отношению к холодным и теплым цветам. Например, серый фон для красной фигуры покажется холодным, а для синей и зеленой — теплым.

Под цветовым контрастом понимают и любую противоположность цветов: различие по цветовому тону, насыщенности и светлоте, т.е. контраст в широком понимании. Контраст цветов могут быть сильными (прямыми), средними и слабыми (обратными).

Сильные цветовые контрасты производит резкое впечатление. Например, контраст черного и белого, желтого и синего, красного и зеленого, оранжевого и зеленого. Различие в насыщенности усиливает контраст. Слабые цветовые контрасты придают композиций мягкость и нежность. Это сочетание серого и черного, красного и фиолетового, желтого и оранжевого, оранжевого и малинового и т.п.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Коррекционно-педагогическая работа
Коррекционно-воспитательной работе придаётся очень важное, основное значение в комплексном методе преодоления заикания. Центральное место в этой работе занимает логопед. В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Но все они, так или и ...

Методы и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Первая группа включает методы: А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматр ...

Дидактические игры и лексические упражнения - методы словарной работы
«Процесс игры, утверждал Ф. Фребель, - это выявление и проявление того, что изначально заложено в человеке божеством. Через игру ребенок, по мнению Ф. Фребеля, познает божественное начало, законы мироздания и самого себя. Ф. Фребель придает игре большое воспитательное значение: игра развивает ребен ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru