Психолого-педагогические возможности знакомства дошкольников с цветом

Страница 1

В старшей группе дошкольных учреждений закрепляются знания детей об эталонах цвета, хроматических цветах, их названиях. Дети учатся различать как хроматические цвета сильного контраста (прямого): желтый и синий, красный и зеленый, синий и зеленый, так и слабого контраста (обратного): красный и фиолетовый, желтый и оранжевый. Развиваются зрительные возможности детей при дифференциации черного и серого цветов в процессе восприятия предметов разной конфигурации, представленных в слабом светотональном контрасте.

На этом этапе используются задание на обучение выбору цвета по образцу на основании зрительного соотнесения. По мере необходимости осуществляется проверка идентичности объектов по цвету способом их приложения, сближения, что позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового контраста (сначала сильного, а за тем слабого) между двумя цветами. Совершенствуются знания детей о цветах радуги и последовательности их расположения. Дети упражняются в выкладывании цветов радуги в нужном порядке по представлению.

Детей шестого года жизни следует учить получать сложные цвета: фиолетовый, розовый, серый, коричневый, бордовый, а так же оттенки желтого и розового цвета. При этом обрабатываются способы получения нового цвета: смешение двух (трех) разных красок, добавление белил.

Усложняются задачи упорядочения предметов по светлоте. Дети учатся упорядочивать 5 предметов оранжевого, желтого и розового цветов. Совершенствуются умение ранжировать одни и те же предметы то в порядке уменьшения светлоты: указанный педагогом в ряду предмет сравнивается по цвету не только с соседними, но и со всеми предшествующими ему или последующими. В результате этого ребенку становится понятно, что каждый элемент темнее (светлее), чем все предыдущие, и светлее (темнее), чем все последующие.

При ознакомлении детей с системой эталонов цвета следует включать действия, направленные на сопоставление их между собой, подбор одинаковых, закрепление каждого эталона в памяти. В момент действий с эталонами от детей требуются запоминание и использование их названий. Это ведет к закреплению представлений о каждом эталоне возможности выполнения действий по словесной инструкции.

Обучение применению представлений о разных цветах предполагает выработку умения сначала группировать предметы, различающиеся по форме, величине, назначению, но имеющие одинаковый цвет; затем, имеющие одинаковый цвет, но отличающиеся оттенками. После этого осуществляется переход к выделению и узнаванию оттенков. Особую трудность для дошкольников представляют те задания, в которых требуется оценить сочетание цветов, составляющих сложную структуру. Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. Дети должны научиться обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых цветов от холодных, контрастные сочетания от мягких (пастельных). Путь к овладению обследованием цветовых сочетаний лежит через обучение дошкольников построению их сначала по образцу, а затем по замыслу. На этом этапе детям следует предлагать образцы, состоящие из объектов двух-трех цветов двух - четырех оттенков в пределах одного цветового тона, объединенных сюжетом. После демонстрации образца дети самостоятельно воспроизводят его. Это становится возможным в результате анализа цветовых сочетаний, умения определять цвет объектов и их частей, устанавливать разницу в оттенках в пределах одного и того же цвета, что, в свою очередь, способствует развитию умений планировать свои практические действия. Процесс алгоритмизации последовательности выполнения практических действий учит детей планировать и упорядоченно действовать, способствует закреплению навыка обследования цветного образца.

При проведении дидактических игр и упражнений особое внимание педагог должен обращать на четкое и обязательное выполнение детьми правил игровой деятельности, организованности, дисциплинированности, дружелюбия.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка
Результат решения выполненного задания отмечается с точки зрения оригинальности, самостоятельности, выразительности, соответствия замысла и грамотности. Дети по подгруппам защищают свой проект, рассказывая о своем подходе в создании композиции панно по теме ''Волшебница Зима''. В качестве усиления ...

Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноц ...

Особенности развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников
В настоящее время, бесспорно, что чувственные образы, представления имеют существенное значение в умственном развитии ребенка. Вместе с тем в ряде исследований показано, что план представлений, план образного мышления недостаточно произволен, управляем даже у взрослых людей. Некоторые авторы пишут ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru