Решая эту проблему, в ЦСПС и Д (г. Ставрополь), с социальными работниками и социальными педагогами проводятся деловые игры, совместное обсуждение успешных и неудавшихся контактов с детьми и родителями, психологические тренинги и т.д.
Однако специалисты должны думать не только о том, как заслужить уважение и доверие родителей, вселить в них веру, они должны действовать, целенаправленно и эффективно, используя все свое профессиональное мастерство, способности к сочувствию, участию, эмпатии, умению отстаивать интересы семьи перед инстанциями, решая многие немаловажные для них проблемы.
Для социального работника и социального педагога недопустимо неприязненное, небрежное, слишком официальное отношение к клиентам, претензии, упреки, ультиматумы. Жесткие подходы, как показала практика, порождают недовольства, нежелание общаться, создают психологический барьер в отношениях с клиентами. Лишь профессионал, который обладает хорошими профессиональными навыками, который владеет методами убеждения, всегда может "дойти" до собеседника, завоевать его расположение, найти тактичную форму для сообщения о том, что вызывает осуждение или сомнение, дать совет, и как следствие, предупредить возникновение недоверия, непонимания.
Большую роль в успешной работе центров играет атмосфера дружеских, неформальных взаимоотношений между сотрудниками и родителями с детьми. Ее созданию посвящены совместные мероприятия: тренинговые группы, вечера отдыха, тематические встречи, создание семейных клубов и родительских групп, где социальные работники и социальные педагоги получают возможность наблюдать, как родители и дети относятся друг к другу, что позволяет успешно корректировать и развивать связи между родителями и детьми.
Умение специалистов социальной помощи семье и детям, в доброжелательной, дружественной обстановке, нацеленной на взаимопонимание и сотрудничество, оказать благотворное влияние на семью - верный путь к успешному решению задач социализации и адаптации семьи оказавшейся в трудной жизненной ситуации, нуждающейся в помощи и поддержке в обществе.
Воспитание подрастающего поколения - нелегкая и ответственная задача. Каждый взрослый стремится выполнить ее как можно лучше. Однако, возникает вопрос, почему в одинаково тяжелых условиях результат оказывается разным: одни подростки, стараясь оправдать ожидания воспитывающих взрослых, оказываются неэффективными во взрослой жизни, другие – избегая требований и не соответствуя ожиданиям – превосходят своих воспитателей в психологической зрелости?
Социально-политические и экономические изменения в России затронули практически все стороны процесса обучения, воспитания и развития личности. На фоне всеобщего кризиса в экономической, политической, социальной сферах значительно возросли такие явления как безработица, преступность, проституция, расширился круг пораженных алкоголизмом, наркоманией, умственными заболеваниями, увеличилось количество детей, оставшихся без присмотра. В связи с этим основная задача школы, по мнению А.А.Реана, состоит в повышении у детей адаптационного потенциала (одновременно это является и задачей профилактики аддиктивного поведения). Однако при организации образовательного процесса все равно доминирует учебная составляющая - усвоение знаний (актуальность этой проблемы возрастает в связи с увеличением профильных и специальных классов, введения ЕГЭ (единого государственного экзамена), повышенными требованиями информатизации и др.).
А.А. Реан указывает на то, что школа должна выполнять не только учебную, но и воспитывающую функцию в таких аспектах, как:
1. развитие интеллекта (большой объем знаний по различным дисциплинам вовсе не предполагает обязательного развития интеллектуальных способностей, в лучшем случае увеличивается объем памяти);
2. развитие эмоциональной сферы;
3. развитие устойчивости к стрессорам;
4. развитие уверенности в себе и самопринятия;
5. развитие положительного отношения к миру и принятия других;
6. развитие автономности личности;
7. развитие мотивации к самосовершенствованию и мотивации к учению и самореализации личности.
Многие ли из перечисленных функций действительно реализуются в учебно-воспитательном процессе?
Следующий вопрос, который неизбежно возникает в связи с проблемой воспитания, связан с самими воспитывающими взрослыми. Поставив цель воспитать личность, говорит К.Г. Юнг, никто уже не обращает внимание на то, а являются ли личностями те, кто воспитывает. Некоторые родители не могут воспитать зрелую личность, потому что сами психологически остаются инфантильными и безответственными, а воспитатели и учителя считаются личностями только потому, что закончили специальное учебное заведение.
Ребенок – не маленький взрослый. В личности ребенка некоторые свойства, желаемые для взрослых, просто отсутствуют. К.Г. Юнг считает, что вообще не стоит применять к детям идеал воспитанной личности, т.е. определенной, способной к сопротивлению и наделенной силой душевной целостности, потому что это есть идеал взрослого. Он указывает, что воспитательные системы, говоря о ребенке, видимо, ориентируются на ребенка во взрослом. Личность включает в себя три свойства: определенность, целостность и созревание, которые не могут быть у детей, иначе они были бы лишены детства.
Содержание работы по развитию нравственной позиции воспитателей в процессе
самообразования
Для разрешения выделенных проблем и обоснования совокупности психолого-педагогических условий нами в дальнейшем был проведен формирующий этап эксперимента. Цель формирующего эксперимента – развитие нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования. Задачи: 1) развивать нравственные потре ...
Образовательный аспект темы "Периодический закон"
Периодический закон и периодическая система элементов — это не только один из важнейших законов природы, это и методическая основа изучения химии. Это, с одной стороны, цель, с другой — средство изучения химии. На основе периодического закона Д. И. Менделеев создает стройный курс, нашедший свое выр ...
Понятие «профессиональное воспитание». Принципы профессионального
воспитания
Анализ отечественной педагогической литературы показывает, что понятие "воспитание" может быть истолковано в четырех значениях: - воспитание как процесс социализации (социальный смысл), включающий в себя воздействие на человека общества в целом; - воспитание в широком педагогическом смысл ...