Для проведения эксперимента мы выбрали Детский сад «Ромашка» МОУ «Безыменская средняя общеобразовательная школа» Грайворонского района Белгородской области. В эксперименте участвовали 6 педагогов (2 специалиста имеют высшее образование, 4 – среднее специальное образование). Стаж работы до 5 лет – 1 человек, с 5 до 10 лет – 2 человек, 10-15 лет – 3 человека.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель первого этапа экспериментальной работы – выявить уровень развития нравственной позиции воспитателей дошкольного образовательного учреждения.
Нами были поставлены следующие задачи:
1) выявить показатели развития нравственной позиции воспитателей дошкольного образовательного учреждения;
2) определить уровни развития нравственной позиции воспитателей дошкольного образовательного учреждения;
3) изучить систему работы воспитателей по самообразованию.
Основными показателями нравственной позиции воспитателя являются:
− профессионально-нравственная рефлексия (осмысление своей профессиональной деятельности);
− профессионально-нравственная самооценка (осознание, соотнесение себя, своих смыслов с нравственными ценностями профессии, нравственным миром другого человека);
− профессионально-нравственное самосознание (осознание себя как носителя нравственности, творца нравственных устоев в профессии, осознание возможности делать нравственный выбор, принимать ответственные решения).
На основе анализа научной работы Н.М. Борытко мы составили показатели и уровни профессионально-нравственной позиции воспитателя [6]:
Высокий уровень. Для воспитателей данной группы характерна начитанность, познавательная активность, инициативность, творчество, умение анализировать педагогические ситуации, делать выводы. Они осознают и основываются в поведении на нормы нравственных отношений. Осуществляют нравственный самоконтроль и саморегyляцию поведения. Осознают и соотносят себя с нравственными ценностями профессии, нравственным миром другого человека. Осознают и соотносят свои потребности с требованиями общества. Активно участвует в жизни педагогического коллектива. Сознательно относится к становлению себя как личности и воспитателю. Осмыслено относится к своей профессиональной деятельности. Осознают себя как носители нравственности, нравственных устоев в профессии, осознают возможность делать нравственный выбор, принимать ответственные решения.
Средний уровень. Воспитатели этой группы проявляют педагогическую эрудицию, владеют культурой речи, иногда проявляют инициативу в общественной работе и воспитательных делах. Имеют общее представление системе педагогических и общечеловеческих нравственных ценностей. Понимают важность духовно-нравственных ценностей в жизни человека, но не всегда ориентируются на них в педагогической практике. Отрицательно относятся к безнравственному поведению других людей. Стремятся проявлять себя в коллективной деятельности. Не достаточно осознают и соотносят себя с нравственными ценностями профессии, нравственным миром другого человека. Осмыслено относится к своей профессиональной деятельности. Осознают себя как носители нравственности, нравственных устоев в профессии, но не проявляют это в своей профессиональной деятельности.
Низкий уровень. Для этого уровня низкий уровень педагогических знаний и отсутствие культуры речи, познавательной самостоятельности, не проявляет творчество в профессионально-педагогической деятельности. Отсутствует понимание норм духовно-нравственных отношений и общечеловеческих нравственных ценностей. Не осознают и не соотносят себя с нравственными ценностями профессии, нравственным миром другого человека. Не достаточно осмысленно относится к своей профессиональной деятельности.
На первом этапе мы провели методику оценки профессионально-нравственной рефлексии (Приложение 1), которая показала, что средний показатель по группе воспитателей 102 балла, при максимальном 153 балла, средняя оценка по всем показателям составляла 6,5 балла, при максимальном 9 баллов. Таким образом, анализ ответов, показал необходимость развития рефлексивных умений и способностей. Например, педагоги низко оценили развитие таких способностей, как умение в ситуации дефицита времени принимать решения (90%), умение комбинировать элементы теории и практики (80%), умение мыслить тактически, гипотезами (90%). Результаты наглядно представлены в табл. 2.1.
Анализ содержания народных сказок как содержания воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки могут показать: - как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); - как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро ...
Анализ литературы содержания дидактических игр по формированию словаря
детей раннего возраста
В книге Бондаренко А.К., рассказаны основные функции, основные виды и структура дидактических игр; показана возможность использования дидактической игры в различных её функциях. В книгу включены разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учётом возрастных особенностей и закономерностей разв ...
Психолого-педагогические аспекты образования в высшей школе
В настоящее время нет, пожалуй, более спорной проблемы в педагогике и психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. “Надо ли воспитывать взрослых людей?”, “Стоит ли и корректно ли это делать?” Ответ на эти вопросы зависит от того, как понимать воспитание. Если его понимать как воздейс ...