На данном занятии использовалась музыка из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик». Качество фонограмм и репродукций было высоким и соответствовало программным задачам и уровню развития детей.
дети познакомились с жизнью и творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского, с его основными произведениями, с героями этих произведений через занимательный материал, использование информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий, а также посредством художественного творчества (рисования). Кроме того музыкальным педагогом отлично исполнялись произведения Чайковского на фортепиано.
На занятиях были реализованы следующие принципы:
Принцип всестороннего развития. Общение с музыкальным искусством – мощный воспитательный и развивающий фактор, и в процессе обучения важен подбор содержательного, высокохудожественного репертуара, духовно возвышающего и обогащающего каждого воспитанника. И чем больше хорошей музыки он будет слушать, тем отчетливее может провести грань между посредственным исполнением и высокохудожественным произведением.
Принцип от игры – к сознательности предполагает моделирование игровой ситуации и через игру - формирование сознательного отношения к музыкальной деятельности, освоения знаний, умений и навыков. Задача педагога – научить ребенка сознательно анализировать музыкальные произведения, контролировать звучание голоса, слаженности игры в ансамбле, определять его достоинства и недостатки.
Принцип систематичности и последовательности проявляется в постепенном усложнении репертуара. Была проведена большая предварительная работа по развитию восприятия (слушания) музыки и дети теперь способны анализировать более сложные по образному содержанию музыкальные произведения.
Использовались следующие методы и приемы:
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя объяснение и показ музыкальных произведений в сочетании с художественными иллюстрациями или графическими образами.
Прием вслушивания в показ педагога и анализ услышанного. Выразительное исполнение произведения педагогом вызывает у детей эмоциональный отклик. Они могут охарактеризовать музыку в целом (яркая, сказочная, ласковая);
Прием придумывания сюжета и создание игровой ситуации. Применяя этот прием исполнение любого вокального или инструментального произведения превращается в мини-спектакль, и здесь важным моментом является эмоциональная отзывчивость и выразительное исполнение с элементами театрализации именно на ранних этапах обучения; - прием активного слушания музыки.
Данное занятие построено так, чтобы виды деятельности (активные и пассивные) сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, заинтересованности детей в течение всех занятий. Так, слушание музыки сменилось то игрой, то рисованием. При подготовке и проведении занятий музыкальный педагог и воспитатель тесно сотрудничали, взаимодействовали друг с другом, в результате чего занятия получились насыщенными разными видами деятельности. Они выступали в роли не только наставников, но и непосредственных участников: вместе с детьми пели, делали артикуляционную гимнастику, играли, общались с детьми в демократичном стиле. Это позволило детям чувствовать себя наравне со взрослыми, быть соавторами происходящего.
Итоговым результатом стали знания, которые показали дети дошкольного возраста в ходе беседы:
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее.
- приобретение навыков социального общения с взрослыми.
Но главным – это возникновение у них интереса к слушанию музыки и инициативы детей, самостоятельного желания вслушиваться в музыкальное произведение. Дети проявляли живой интерес к увиденному и услышанному, высказывали свое мнение, эмоциональные реакции были положительными. Им была дана возможность выбора – каждый в соответствии со своими личными предпочтениями самостоятельно продумывал художественный образ услышанной и исполняемой музыки.
Считаю, что в содружестве с воспитателем, нам удалось реализовать поставленные задачи. Такие занятия положительно влияют на развитие музыкальных и художественных способностей детей дошкольного возраста.
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка данного занятия, позволяют эффективно реализовать возможности музыкального воспитания у детей дошкольного возраста. Реализация этого проекта показала важность инициативы, творческой направленности педагога и детей.
Онтогенез развития связной речи в дошкольном возрасте с
нормальным речевым развитием
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К.Д., Тихеевой Е.И., Коротковой Э.П., Бородич А.М., Усовой А.П., Соловьевой О.И. и другими. "Связная речь, - подчеркивал Сохин Ф.А., - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными сл ...
Народные праздники, обряды, игры
Через игровую и обрядовую практику дети постигали и весьма сложные философские понятия и категории. Известно множество старинных народных игр – с мячами и палками, с шариками и камешками, `в городки` и `в столбики`, на улице и дома, вдвоем и целым хороводом. Не забыты и игры в слова – шарады, калам ...
Основные направления развития Российской системы непрерывного
профессионального образования
непрерывное образование профессиональное Для определения государственной политики в области непрерывного профессионального образования необходимо сформулировать национальные цели с учетом той ситуации, которая сложилась в современной России. Непосредственной целью модернизации системы профессиональ ...