Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка

Новое образование » Взаимодействие школы и социальной среды » Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка

Страница 1

В современных условиях социально-экономического кризиса, семья переживает трудности в полноценной реализации культуры человеческих отношений, которые выражаются в активной адаптации к условиям современного рынка и в возможности моделирования своего жизненного пути. Человек не рождается личностью. Развитие личности происходит в течение всей жизни по мере его прохождения через различные социальные институты (семья, детский сад, школа и т.д.). На каждом этапе развития ребенок находится в независимо от него существующих условиях и подвергается системе воздействия как со стороны управляемых внешних, так и внутренних факторов. Этот процесс приводит к проявлению моральных, интеллектуальных, эстетических убеждений, которые становятся мотивом поведения и деятельности человека, т.е. происходит процесс социализации. Ребенок становится личностью.

Первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека – это семья, это первая ступенька социализации и развития самосознания личности. Семья остается важнейшим институтом социализации и воспитании ребенка. Забота родителей о развитии детей в соответствии с индивидуальным своеобразием их возможностей должно содействовать тому, чтобы каждый ребенок смог наиболее полно реализовать свои способности. Некоторые из родителей не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий. К сожалению, как показывают социологические и педагогические исследования, большому числу родителей, не достает педагогических и психологических знаний, воспитательных умений, а не редко и правильного понимания возможности семейного воспитания. Многие родители самоустраняются от решения вопросов воспитания. Зачастую родители не представляют, какие факторы воспитания способствуют развитию способности детей и их адаптации к школе и в обществе, а какие являются тормозящими и, в крайних случаях, отклоняющими развитие от нормы. Эстафету по решению этих вопросов принимает школа.

Успешное взаимодействие и сотрудничество семьи и школы в деле сопровождения и поддержки развития индивидуальности ребенка значительно ускоряет процесс социализации. Эффективность социализации оценивается не по тому, насколько успешно обеспечено воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а по тому, насколько успешно готов ребенок к самостоятельной трудовой (учебной) деятельности, к постановке и решению новых задач, которых не было и не могло быть в опыте прошлых поколений. Семья формирует личность ребенка в целом, а вторичные группы (школа, производство, государство) воздействуют на ребенка в определенных аспектах через семью. Именно поэтому мы стараемся скорректировать деятельность учителей – предметников, классных руководителей, родителей в воспитании детей. Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребенка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты. Ни у какого не вызывает сомнения, что тесное сотрудничество и взаимодействие семьи и школы являются залогом успешной социализации личности. Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать, то, что получает формирующаяся личность от родителей.

Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности. Школа и семья – союзники. Через работу с родителями (обращение к семейным традициям, привлечение родителей к совместной деятельности, включение их в процесс сотворчества с педагогами) повышается педагогическая культура семьи, эффективно используется ее огромный воспитательный потенциал.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Так, в нашей школе созданы условия для совместной деятельности родителей, детей и учителей. Это дни здоровья, дни открытых дверей, часы общения, школьный ученический кооператив «Мастер», кружки, которые проводят родители, организация летнего отдыха с привлечением родителей, экскурсии. Большое внимание уделяется работе с неблагополучными семьями (рейды, беседы, родительские собрания, взаимодействие с органами социальной защиты населения, психолого-педагогическая помощь детям и их родителям, родительский всеобуч, привлечение родителей к участию в общешкольных ярмарках, конкурсах и т.д.). Для родителей организованы курсы для изучения компьютерных технологий, составлен график работы компьютерного класса для работы в сети Интернет. Наверное, навсегда ушло то время, когда учитель был для семьи единственным источником научных знаний о воспитании детей, когда только он мог дать отцам и матерям добрый совет, как им поступить, если ребенок плохо учится, и только он мог помочь родителям понять детей, их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков. Сегодня многое из этого можно найти в педагогических журналах, газетах, книгах по проблемам воспитания, в интернете. Все это так. Но все же никакая книга или журнальная статья не могут оказать конкретную практическую помощь отцам и матерям ученика, придать стройность и логическую взаимосвязанность причин и следствий того или иного педагогического явления. Это может только учитель.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Психологические особенности старшеклассников и развитие их математических способностей
Учебная деятельность старшеклассников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности более младших школьников. Во-первых, углубляется содержание обучения и вводятся новые учебные разделы. Во-вторых, что является главным отличием, учебная деятельность старшекласснико ...

Охрана окружающей среды
В тревожной, а подчас и угрожающей экологической ситуации первостепенной образовательно-воспитательной целью должно быть формирование у подрастающего поколения высокого уровня экологической культуры. Экологическая культура, экологическое мышление должны стать приоритетными ценностями каждой личност ...

Понятие «профессиональное воспитание». Принципы профессионального воспитания
Анализ отечественной педагогической литературы показывает, что понятие "воспитание" может быть истолковано в четырех значениях: - воспитание как процесс социализации (социальный смысл), включающий в себя воздействие на человека общества в целом; - воспитание в широком педагогическом смысл ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru