Формирование общеучебных умений и навыков на уроках химии в 11 классе

Новое образование » Формирование общеучебных умений и навыков при обучении химии » Формирование общеучебных умений и навыков на уроках химии в 11 классе

Страница 1

В программах школ специальное внимание уделено формированию умений учащихся, выделен раздел: "Основные требования к знаниям и умениям учащихся". Сравнение перечней умений показывает их общность, и выделяют следующие (по Усовой А.В):

Умения оценочной деятельности (умения объяснить и доказать сущность явления);

Умения познавательной деятельности (анализ, сравнение, обобщение);

Умения практической деятельности (экспериментирование, наблюдение, расчеты);

Умения учебной деятельности (умение работать с книгой, составлять конспекты, планы, тезисы, ориентироваться в справочной и научно-популярной литературе, параллельно с этим происходит и развитие речи).

В формировании последних умений учащихся заключается наша исследовательская работа.

Так, в программах по предметам гуманитарного цикла особое место уделяется развитию речевых общенаучных навыков, беглого и выразительного чтения, смыслового анализа текстов, связной речи, умений устно и письменно излагать материал, строить цельный рассказ. Однако общепредметная основа в формировании таких умений разработана в предметных методиках недостаточно, не выделяются обучающие действия учителей при овладении учащимися общими умениями, не всегда учитываются навыки, достигнутые в предыдущие годы по различным предметам и их перенос в другие науки.

Речевая деятельность является естественной основой межпредметных связей русского языка с другими науками, а развитие речи - это общая образовательная и воспитательная задача учителей, так как обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения. Развитие связной речи на межпредметном уровне опирается на лексические и лингвистические понятия, правила, применение которых способствует овладению языком науки и обобщенными речевыми умениями научного стиля речи. В этих умениях выражена раскрытая Выготским Л.С. связь понятийного мышления и речевого развития ребенка. Практическая речевая деятельность неразделима с познавательными эффектами в обучении всем предметам, в том числе физике.

По окончании школы учащиеся должны свободно владеть широким арсеналом средств самостоятельного добывания знаний и пользоваться приемами передачи содержания учебного материала в различных формах свертывания информации (тезисы, конспекты). Поэтому так важно уметь работать с книгой, учебником. Учебная деятельность в старших классах - новая ступень в развитии этих умений. Увеличивается доля самостоятельности, вносятся элементы творчества.

Предлагаем некоторые средства для развития учебных умений.

Рассмотрим работу со справочной литературой. Примером такой книги является книга Трофимовой Т.И. "Физика: Краткий справочник школьника. 7- 11 классы". М.: Дрофа, 1996.

Анализ содержания пособия позволяет рекомендовать для работы с ним и, ему подобными, несколько новых видов заданий, расширяющих спектр тех, которые приведены выше. В занятиях с этой книгой можно выделить 2 этапа.

Этап 1- ознакомительный. Очень коротко педагог сообщает о содержании справочника, его особенностях: материал изложен по темам, а внутри них термины располагаются в порядке логики их изучения.

Этап 2- выполнение учащимися разного рода заданий. Они могут быть такого вида:

Нахождение определения нужного термина, понятия, величины. Прежде чем предлагать такие задания, требуется разъяснить методику работы, то есть порядок действий.

1. принять во внимание информацию учителя о построении книги.

2. вдуматься в название интересующего термина или понятия.

3. определить, к какому разделу физики (механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, колебания и волны, оптика, квантовая физика атомов и молекул, физика атомного ядра и элементарных частиц) он относится.

4. постараться определить тему раздела (например, "Оптика" тема "Световые волны").

5. по оглавлению в начале книги найти страницы, на которых располагается материал данной темы.

6. пробежать глазами текст темы, обращая внимание только на выделенные жирным шрифтом термины; остановиться на нужном.

7. прочесть его определение, вдуматься в смысл, если нужно, то выписать.

нахождение формулы и формулировки нужного закона.

подготовка сообщения или реферата об основных понятиях, величинах, законах и формулах, изученных в данной теме. Формирование этого умения происходит обычно при повторении темы и осмыслении изученного. При этом развивается способность проводить анализ, классификацию и синтез.

Методика выполнения заданий такова: Зная название темы, найти в оглавлении справочника страницы, на которых она размещается; открыть их; Вспомнить (или спросить у учителя), что такое физическое понятие, физическая величина, закон, формула; Взять 4 листа бумаги, каждый озаглавить, написать на первом: "Физические понятия", на втором - "Физические величины", на третьем - "Законы", на четвертом - "Формулы"; Начать бегло просматривать текст темы (ее первый абзац), обратив внимание только на выделенный шрифтом термин. Определить, к какой группе он относится. Вписать его название в соответствующий лист и подчеркнуть; Рядом, через тире выписать его определение и формулу, если она есть; Аналогичным образом обработать весь текст; Выполнив, таким образом, задание ученик классифицирует изученный теоретический материал и осмысленно повторит его.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Специфика изучения ИЯ на старшей ступени
Специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе включает следующие положения: - роль ИЯ как учебного предмета в современной образовательной системе;- специфика обучения ИЯ на старшей ступени средней общеобразовательной школы, основн ...

Организация личностно-ориентированного обучения в процессе обучения дизайну
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, где, кроме прочего, важен талант и эстетический вкус, уже заложенные генетически, уче ...

Содержание и структура обследования мышления и речи детей с ЗПР и детей с нормальным речевым развитием
Для исследования мыслительных операций и речи детям были предложены 10 различных тестов. Классификация. Исключение лишнего. Что в начале, что потом? Скрытый смысл картин. Нелепицы. Загадки. Времена года. Чего не хватает? Аналитические задачи. Пересказ текста «Утята». С №1 – №8 диагностики описаны в ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru