Формирование общеучебных умений и навыков на уроках химии в 11 классе

Новое образование » Формирование общеучебных умений и навыков при обучении химии » Формирование общеучебных умений и навыков на уроках химии в 11 классе

Страница 1

В программах школ специальное внимание уделено формированию умений учащихся, выделен раздел: "Основные требования к знаниям и умениям учащихся". Сравнение перечней умений показывает их общность, и выделяют следующие (по Усовой А.В):

Умения оценочной деятельности (умения объяснить и доказать сущность явления);

Умения познавательной деятельности (анализ, сравнение, обобщение);

Умения практической деятельности (экспериментирование, наблюдение, расчеты);

Умения учебной деятельности (умение работать с книгой, составлять конспекты, планы, тезисы, ориентироваться в справочной и научно-популярной литературе, параллельно с этим происходит и развитие речи).

В формировании последних умений учащихся заключается наша исследовательская работа.

Так, в программах по предметам гуманитарного цикла особое место уделяется развитию речевых общенаучных навыков, беглого и выразительного чтения, смыслового анализа текстов, связной речи, умений устно и письменно излагать материал, строить цельный рассказ. Однако общепредметная основа в формировании таких умений разработана в предметных методиках недостаточно, не выделяются обучающие действия учителей при овладении учащимися общими умениями, не всегда учитываются навыки, достигнутые в предыдущие годы по различным предметам и их перенос в другие науки.

Речевая деятельность является естественной основой межпредметных связей русского языка с другими науками, а развитие речи - это общая образовательная и воспитательная задача учителей, так как обучение на уроках по любому предмету происходит в процессе речевого общения. Развитие связной речи на межпредметном уровне опирается на лексические и лингвистические понятия, правила, применение которых способствует овладению языком науки и обобщенными речевыми умениями научного стиля речи. В этих умениях выражена раскрытая Выготским Л.С. связь понятийного мышления и речевого развития ребенка. Практическая речевая деятельность неразделима с познавательными эффектами в обучении всем предметам, в том числе физике.

По окончании школы учащиеся должны свободно владеть широким арсеналом средств самостоятельного добывания знаний и пользоваться приемами передачи содержания учебного материала в различных формах свертывания информации (тезисы, конспекты). Поэтому так важно уметь работать с книгой, учебником. Учебная деятельность в старших классах - новая ступень в развитии этих умений. Увеличивается доля самостоятельности, вносятся элементы творчества.

Предлагаем некоторые средства для развития учебных умений.

Рассмотрим работу со справочной литературой. Примером такой книги является книга Трофимовой Т.И. "Физика: Краткий справочник школьника. 7- 11 классы". М.: Дрофа, 1996.

Анализ содержания пособия позволяет рекомендовать для работы с ним и, ему подобными, несколько новых видов заданий, расширяющих спектр тех, которые приведены выше. В занятиях с этой книгой можно выделить 2 этапа.

Этап 1- ознакомительный. Очень коротко педагог сообщает о содержании справочника, его особенностях: материал изложен по темам, а внутри них термины располагаются в порядке логики их изучения.

Этап 2- выполнение учащимися разного рода заданий. Они могут быть такого вида:

Нахождение определения нужного термина, понятия, величины. Прежде чем предлагать такие задания, требуется разъяснить методику работы, то есть порядок действий.

1. принять во внимание информацию учителя о построении книги.

2. вдуматься в название интересующего термина или понятия.

3. определить, к какому разделу физики (механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, колебания и волны, оптика, квантовая физика атомов и молекул, физика атомного ядра и элементарных частиц) он относится.

4. постараться определить тему раздела (например, "Оптика" тема "Световые волны").

5. по оглавлению в начале книги найти страницы, на которых располагается материал данной темы.

6. пробежать глазами текст темы, обращая внимание только на выделенные жирным шрифтом термины; остановиться на нужном.

7. прочесть его определение, вдуматься в смысл, если нужно, то выписать.

нахождение формулы и формулировки нужного закона.

подготовка сообщения или реферата об основных понятиях, величинах, законах и формулах, изученных в данной теме. Формирование этого умения происходит обычно при повторении темы и осмыслении изученного. При этом развивается способность проводить анализ, классификацию и синтез.

Методика выполнения заданий такова: Зная название темы, найти в оглавлении справочника страницы, на которых она размещается; открыть их; Вспомнить (или спросить у учителя), что такое физическое понятие, физическая величина, закон, формула; Взять 4 листа бумаги, каждый озаглавить, написать на первом: "Физические понятия", на втором - "Физические величины", на третьем - "Законы", на четвертом - "Формулы"; Начать бегло просматривать текст темы (ее первый абзац), обратив внимание только на выделенный шрифтом термин. Определить, к какой группе он относится. Вписать его название в соответствующий лист и подчеркнуть; Рядом, через тире выписать его определение и формулу, если она есть; Аналогичным образом обработать весь текст; Выполнив, таким образом, задание ученик классифицирует изученный теоретический материал и осмысленно повторит его.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Анализ программ по математике
Как результат обновления дошкольных образовательных программ в системе ДОУ, в последнее десятилетие наблюдается активная разработка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и парциальных (однопредметных) программ, делаются попытки разработки концептуа ...

Использование видеоматериалов для подготовки специалистов нового типа
За последнее десятилетие немало было сказано об изменении концепции образования, разработке инновационных методик преподавания, применении новых технологий в процессе обучения. В настоящее время перед преподавателями открыты широкие возможности для обучения теоретическим и практическим дисциплинам ...

Методы исследования письма
В экспериментальном исследовании приняли участие 6 учеников первых классов с билингвизмом и 6 учеников без билингвизма на базе МОУ СОШ № 29 города Сургута. Методика оценки потенциальной готовности к овладению навыками письменной речи разработана под руководством доктора педагогических наук, професс ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru