Пути развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Новое образование » Развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи » Пути развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Основной целью логопедического воздействия при дислалии является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь:

- узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. узнавать звук по акустическим признакам);

- отличать нормированное произношение звука от ненормированного;

- осуществлять слуховой контроль за собственным произношением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

- принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи;

- безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Логопед должен найти наиболее экономный и эффективный путь обучения ребенка произношению.

Предпосылкой успеха при логопедическом воздействии является создание благоприятных условий для преодоления недостатков произношения: эмоционального контакта логопеда с ребенком; интересной формы организации занятий, соответствующей ведущей деятельности, побуждающей познавательную активность ребенка; сочетание приемов работы, позволяющих избежать его утомления.

Логопедические занятия производятся регулярно, не менее 3 раз в неделю. Необходимы домашние занятия с помощью родителей, их следует проводить ежедневно в виде кратковременных упражнений (от 5 до 15 минут) 2-3 раза в течение дня.

Для преодоления дефектов произношения широко применяется дидактический материал.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:

- степени сложности дефекта

- индивидуальных и возрастных особенностей ребенка

- регулярности занятий

- помощи со стороны родителей.

В случае простой дислалии занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных – от 3 до 6 месяцев.

У детей дошкольного возраста недостатки произношения преодолеваются в более короткие сроки, чем у детей школьного возраста [7, Ястребова Л.В. М., 1997].

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно, при этом на каждом из этапов решается определенная педагогическая задача, подчиненная общей цели.

Система преодоления фонетико-фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:

1) коррекцию произношения, т.е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух;

2) последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов.

Как известно, на начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками.

Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки как фонемы. Однако время, отведенное программой на усвоение материала этого раздела, рассчитано в основном на детей, имеющих нормальное речевое развитие и дошкольную подготовку. Оно оказывается недостаточным для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Кроме того, поскольку спонтанное развитие предпосылок к овладению звуковым составом слова, методы работы с ними должны быть отличными от тех, которыми постоянно пользуется.

Таким образом, основными задачами воспитателя, который проводит специальные занятия, являются:

1) длительная работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и исправленные), систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков;

2) отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, «смазано»;

3) постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь;

4) закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное подведение и устойчивому, автоматизированному навыку, т.е. обучение ребенка более сокращенным и обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания.

Для обобщенного представления о звуке и правильного использования соответствующей буквы необходимо провести с детьми большое количество тренировочных упражнений по звуковому анализу с соблюдением постепенного усложнения его форм.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Современные тенденции: пути формирования экологической культуры
Выживание человечества зависит от его нравственного совершенствования. Сегодня для дальнейшего развития цивилизации становиться очевидной необходимость формирования экологической культуры на основе ценностей экологической этики. Экологическая культура должна проявляться в социальной активности и гр ...

Проблемы воспитания культурного общения
Термин «коммуникация» появился в научной литературе в начале 20-х годов XX века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их ...

Экспериментальное исследование на основе модификации методики Бурдона «Волшебный домик»
Цель нашего эксперимента – рисование портрета средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели я разработала перспективный план изобразительной деятельности с использованием н ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru