Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников

Новое образование » Развитие познавательных навыков одиннадцатиклассников на уроках истории и обществознания » Развитие познавательных умений учащихся при изучении исторических источников

Страница 3

Успешность формирования познавательных умений при изучении исторических источников зависит от ряда условий. Как считают методисты, основная работа в этом направлении должна последовательно вестись, начиная с пятого класса.

Учитель должен четко представлять, каким умениям и в каких классах в соответствии с познавательными возрастными возможностями нужно обучать школьников, при изучении каких тем и с помощью каких исторических источников можно проводить это обучение.

В целях последовательного формирования у школьников умений работать с историческими источниками, необходимо распределить эти умения по этапам изучения истории в основной школе.

На первых этапах работы с историческими источниками успех деятельности учащихся во многом зависит о руководства учителя, от того, насколько доступно он объяснит значение источника в курсе истории, покажет на конкретных примерах приемы работы с ним, разработает посильные задания.

Целесообразно использовать исторические источники в процессе обучения не в традиционном информационно-цитатном плане, а в форме творческо-поисковой работы над текстом. При этом для решения поставленных перед учащимися задач ведущим приемом познавательной деятельности являются «вчитывание, вдумывание» в содержание документа в целях выделения и использования имеющейся в нем информации. Только в этом случае школьники перестают быть пассивными потребителями готовых знаний и становятся их искателями и открывателями.

Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда доступны ученику. В тексте их необходимо найти, извлечь и интерпретировать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. Учить учащихся работать с источниками необходимо начинать в пятом классе со сравнительно небольших текстов, постепенно увеличивая их объем и усложняя виды от класса к классу.

При выборе текстов следует учитывать, насколько отобранные фрагменты источника отражают образовательные, воспитательные и развивающие задачи курса, раздела, темы.

Исторический источник должен быть доступным по содержанию и объему, поэтому целесообразно адаптировать его с учетом познавательных возможностей учащихся. Также заранее продумываются пути включения тех или иных положений документа в рассказ, беседу, коллективный анализ, вопросы и задания к источнику.

Использование исторических источников на протяжении изучения учебного курса необходимо организовать таким образом, чтобы учитывались требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. При развитии умений важно предусмотреть закрепление умственных действий, увеличение степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

Общая логика поэтапного формирования познавательных умений для работы с историческими источниками следующим образом:

- создание мотивационной основы действий;

- создание ориентационной основы действий;

- выполнение операций по памятке, алгоритму под контролем учителя;

- выполнение действий без опоры на памятку при самоконтроле;

- самостоятельный выбор источников и их анализ [8].

При работе с историческими документами у учеников активизируется такие познавательные процессы как мышление, воображение, память, что способствует более плодотворному и углубленному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. Также у учеников вырабатываются умения работать и думать самостоятельно, то есть читать документы, их анализировать, извлекать информацию, оценивать значение документов прошлого и настоящего [9].

Еще до революции передовые методисты и учителя настаивали на том, чтобы широко применять исторические документы в преподавании истории в школе. М.М. Стасюлевич в 60-е годы XX века противопоставлял догматическому способу обучения истории по учебнику, который содержит уже готовый материал, реальный метод самостоятельного изучения прошлого учащимися при помощи исторических документов [10].

В современных исследованиях расширяется круг требований к отбору исторических источников, используемых на уроках истории. Наряду с основными дидактическими требованиями (связь с содержанием учебной программы, доступность, информационная насыщенность, образность и эмоциональность) предлагается использовать такие познавательно-исторические критерии, как многоаспектность (отражение политической и экономической истории, развития материальной и духовной культуры), диалогичность (отражение различных ценностных систем прошлого, взглядов, позиций), интегративность (создание основы для целостного восприятия исторической эпохи, события, личности) [11].

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Общая характеристика страны
Официальное название: Швейцарская Конфедерация. Территория Швейцарии равняется всего половине Австрии и лишь одной девятой территории Германии. Такая крошечная страна, а сколько рождает ассоциаций! Монблан и горные лыжи, вечный нейтралитет и самые надежные в мире банки, переход Суворова через Альпы ...

Нарушения лингвистического компонента речи
В этом параграфе раскрываются нарушения лингвистического компонента речи: фонетической, лексической, синтаксической сторон и связной речи. К обучению в школе дети с умеренной умственной отсталостью оказываются неподготовленными. Дефекты произношения, лексики, грамматического строя, неумение связно ...

Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов школьного образования
Речь о том, какие цели школьного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно на материале разных предметов, для этого не обязат ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru