Успешность формирования познавательных умений при изучении исторических источников зависит от ряда условий. Как считают методисты, основная работа в этом направлении должна последовательно вестись, начиная с пятого класса.
Учитель должен четко представлять, каким умениям и в каких классах в соответствии с познавательными возрастными возможностями нужно обучать школьников, при изучении каких тем и с помощью каких исторических источников можно проводить это обучение.
В целях последовательного формирования у школьников умений работать с историческими источниками, необходимо распределить эти умения по этапам изучения истории в основной школе.
На первых этапах работы с историческими источниками успех деятельности учащихся во многом зависит о руководства учителя, от того, насколько доступно он объяснит значение источника в курсе истории, покажет на конкретных примерах приемы работы с ним, разработает посильные задания.
Целесообразно использовать исторические источники в процессе обучения не в традиционном информационно-цитатном плане, а в форме творческо-поисковой работы над текстом. При этом для решения поставленных перед учащимися задач ведущим приемом познавательной деятельности являются «вчитывание, вдумывание» в содержание документа в целях выделения и использования имеющейся в нем информации. Только в этом случае школьники перестают быть пассивными потребителями готовых знаний и становятся их искателями и открывателями.
Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда доступны ученику. В тексте их необходимо найти, извлечь и интерпретировать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. Учить учащихся работать с источниками необходимо начинать в пятом классе со сравнительно небольших текстов, постепенно увеличивая их объем и усложняя виды от класса к классу.
При выборе текстов следует учитывать, насколько отобранные фрагменты источника отражают образовательные, воспитательные и развивающие задачи курса, раздела, темы.
Исторический источник должен быть доступным по содержанию и объему, поэтому целесообразно адаптировать его с учетом познавательных возможностей учащихся. Также заранее продумываются пути включения тех или иных положений документа в рассказ, беседу, коллективный анализ, вопросы и задания к источнику.
Использование исторических источников на протяжении изучения учебного курса необходимо организовать таким образом, чтобы учитывались требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. При развитии умений важно предусмотреть закрепление умственных действий, увеличение степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Общая логика поэтапного формирования познавательных умений для работы с историческими источниками следующим образом:
- создание мотивационной основы действий;
- создание ориентационной основы действий;
- выполнение операций по памятке, алгоритму под контролем учителя;
- выполнение действий без опоры на памятку при самоконтроле;
- самостоятельный выбор источников и их анализ [8].
При работе с историческими документами у учеников активизируется такие познавательные процессы как мышление, воображение, память, что способствует более плодотворному и углубленному усвоению исторических знаний и развитию исторического сознания. Также у учеников вырабатываются умения работать и думать самостоятельно, то есть читать документы, их анализировать, извлекать информацию, оценивать значение документов прошлого и настоящего [9].
Еще до революции передовые методисты и учителя настаивали на том, чтобы широко применять исторические документы в преподавании истории в школе. М.М. Стасюлевич в 60-е годы XX века противопоставлял догматическому способу обучения истории по учебнику, который содержит уже готовый материал, реальный метод самостоятельного изучения прошлого учащимися при помощи исторических документов [10].
В современных исследованиях расширяется круг требований к отбору исторических источников, используемых на уроках истории. Наряду с основными дидактическими требованиями (связь с содержанием учебной программы, доступность, информационная насыщенность, образность и эмоциональность) предлагается использовать такие познавательно-исторические критерии, как многоаспектность (отражение политической и экономической истории, развития материальной и духовной культуры), диалогичность (отражение различных ценностных систем прошлого, взглядов, позиций), интегративность (создание основы для целостного восприятия исторической эпохи, события, личности) [11].
Культура межнационального общения в современной школе
Современный этап развития образования характеризуется становлением гуманистической парадигмы образования, обновлением его целей и ценностей, развитием содержания и технологии образовательной деятельности. Это связано с проведением политических и экономических реформ, развитием рыночной экономики, р ...
Экспериментальное исследование развития музыкальности детей младшего
дошкольного возраста в процессе восприятия музыки
В экспериментальном исследовании приняли участие 16 воспитанников младшей группы ДОУ при ОУ СОШ № 4 «Дошкольные группы» г.Сызрани Самарской области. Исследовательская работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель опытно-экспериментальной работы: выявление начального ...
Современные формы и методы работы педагога по формированию ЗОЖ
«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представл ...