Учебники для старшей ступени школы более неоднородны в этом отношении. В некоторых из них документальные тексты и иллюстрации отсутствуют совершенно. В то же время есть учебники, в которых наряду с авторским текстом предусмотрен специальный исследовательский блок. Он включает разнообразные исторические источники, как текстовые, так и изобразительные, а также фрагменты работ историков, сопровождаемые разноуровневыми вопросами и познавательными заданиями.
Чаще же педагогу приходится самому дополнять скромную источниковую базу учебников, привлекая тексты из хрестоматий, изобразительные материалы [6].
Операционная сторона познавательной самостоятельности при работе с источниками может быть охарактеризована как совокупность приемов познавательной деятельности, которые способствуют осмыслению содержания источников, закреплению знаний и формированию у учеников определенных способов действий, умений [7].
Формирование познавательных умений является одной из главных целей современного школьного исторического образования. Познавательные умения выступают как средство формирования исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отношения к прошлому, как прогнозируемый и диагностируемый результат целенаправленного обучения истории.
В связи с этим становится актуальной задача организации на уроках истории систематической работы с историческими источниками.
Л.Н. Алексашкина предлагает следующую модель изучения школьниками исторических источников, отражающую совокупность содержательных, деятельностных и ценностных компонентов.
1. Содержательные компоненты. В процессе работы школьников с историческими источниками познание истории может происходить на двух уровнях:
А) изучение источника;
Б) знакомство с эпохой.
А) Памятник истории:
1) принадлежность к определенному времени, событию, лицу;
2) сфера общественной жизни общества, в которой возник и использовался памятник истории;
3) материал, форма, особенности, стиль и язык памятника;
4) история памятника;
5) памятник как свидетельство материальной и духовной культуры своего времени, культурное и народное достояние.
Б) Эпоха в памятниках:
1) основные разновидности исторических памятников, которые оставлены эпохой, их признаки, значение, особенности, своеобразие по сравнению с предшествовавшим и последующим временем;
2) отражение в исторических памятниках различных сторон жизни и деятельности народов в данную эпоху.
2. Познавательная деятельность.
А) От памятника к историческому источнику:
1) предварительное ознакомление с элементами источниковедческих знаний;
2) наблюдение и описание памятника;
3) атрибуция и классификация;
4) моделирование и реконструкция.
Б) Изучение источника – начала анализа и практики источника:
1) обстоятельства, функции и цель создания памятника,
2) информативность данного исторического источника,
3) степень субъективности и объективности источника,
4) соотношение с другими историческими источниками, выявление сходств и различий свидетельств.
3. Эмоционально-ценностное отношение:
1) интерес и побуждение к изучению исторических источников, их интерпретации;
2) осознание важнейшей роли исторических памятников как важнейшего культурного и народного достояния, необходимости их сохранения;
3) определение личностного отношения к историческим памятникам, их духовному и художественному содержанию.
Исходя из выдвинутых положений, можно так определить состав умений учащихся основной школы по работе с историческими источниками:
1) отнесение источника к определенному времени, событию, лицу, выявление обстоятельств и цели создания, функции памятника;
2) описание исторических памятников;
3) поиск и систематизация исторической информации в источниках разных типов и видов;
4) сравнение различных исторических источников между собой, фиксирование расхождений;
5) определение личностного отношения к историческим памятникам, осознание их значимости для постижения истории.
Исторический источник – это не учебный текст. Изначально он не предназначался для учебной деятельности. Для работы с ним необходимы специальные умения. Работа по развитию мышления будет более успешной, если формирование познавательно-исторических, общелогических, общеучебных умений не замкнется на учебнике, а будет совершенствоваться в ходе систематической работы с историческими источниками.
Народные праздники, обряды, игры
Через игровую и обрядовую практику дети постигали и весьма сложные философские понятия и категории. Известно множество старинных народных игр – с мячами и палками, с шариками и камешками, `в городки` и `в столбики`, на улице и дома, вдвоем и целым хороводом. Не забыты и игры в слова – шарады, калам ...
Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского
Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д. Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Кроме того, Ушинский в «Родном слове» и в «Детском мире» ярко о ...
Сущность экологического
воспитания
Экологическое воспитание — составная часть эстетического и нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, этичного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Эколог ...