Игровые формы коллективного обучения старших дошкольников

Новое образование » Игровые формы коллективного обучения старших дошкольников

На сегодняшний момент на фоне все возрастающего ускорения научно-технического прогресса, переизбытка информации, возрастает роль коммуникативных способностей отдельного человека, способности работать в команде. Данные способности наиболее эффективно развиваются в дошкольном возрасте.

Естественно, что все это не могло не отразиться на насущных задачах дошкольного образования. Постепенно стала наблюдаться тенденция перехода от информативных к активным формам и методам обучения с включением элементов проблемности, исследовательского поиска, широкого использования самостоятельной работы дошкольников.

Научный интерес к развивающим методам был вызван разработанной в отечественной и зарубежной педагогической психологии 30-х - 60-х годов XX века проблемой взаимосвязи обучения и развития (Л.С. Выготский. С.Л. Рубинштейн. Л.В. Занков, Ж. Пиаже и др.). Идеи названных авторов легли в основу личностно-ориентированного обучения дошкольников (С.В.

Зайцев, Г.М.

Анохина, Н.Б.

Крылова, И. Д.Лушников).

Необходимо отметить и тот факт, что на протяжении длительного времени в психологической и педагогической науке в целом изучение психики человека, ее развития шло в основном в направлении изучения отношений «человек-предмет», «человек-орудие». Исследовались психические процессы, состояния, свойства человека, когда он взаимодействовал с вещной действительностью. Теперь же все большее значение стало придаваться выяснению психологических особенностей в отношениях «человек-человек», «человек-группа», выявлению взаимосвязей между познанием и общением.

В психолого-педагогических исследованиях показано, что одной из ведущих деятельностей учащихся любого возраста является общение, т.е. «процесс взаимодействия и взаимосвязи субъектов, в котором происходит обмен информацией, деятельностью и ее результатами. Опытом, умениями, навыками, эмоциональными состояниями».

Эффективность коллективной (групповой) деятельности вызывает все меньше сомнений и подтверждается экспериментально в исследованиях по социальной психологии и психологии общения. Изучение учеными-психологами групповой деятельности дает им основание полагать, что в рамках группы дети получают дополнительные возможности к обучению за счет взаимодействия с другими детьми.

Объект исследования

- процесс коллективного обучения старших дошкольников.

Предметом исследования

являются игровые формы коллективного обучения старших дошкольников.

Цель данного исследования

: изучить условия успешного осуществления коллективного обучения старших дошкольников в форме игры.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть формы организации обучения старших дошкольников.

2. Проанализировать способы организации коллективной работы старших дошкольников.

3.Изучить особенности развития игры дошкольников.

4. Практически исследовать условия успешного осуществления коллективного обучения старших дошкольников в форме игры.

Гипотеза исследования

состоит в том, что организация игровых форм коллективного (группового) обучения старших дошкольников достаточно успешна, если взаимодействие педагога и дошкольника осуществляется на личностно-ориентированной основе.

Методологической основой исследования

являются положения о ведущей роли деятельности в развитии личности (Б.Г. Ананьев, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский); психологическая концепция о социальной обусловленности и индивидуальном выражении интеллектуального, эмоционального и волевого развития (Л.С. Выготский, А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Методы исследования:

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анкетирование педагогов, использование диагностической методики «Да и нет не говори», качественный и количественный анализ полученных результатов.

Исследование включало три основных этапа.

1 этап – теоретико-аналитический:

проведен анализ литературных источников по вопросу коллективного обучения старших дошкольников. Рассмотрены формы и способы организации коллективного обучения. Конкретизированы объект, предмет и гипотеза исследования.

2 этап – опытно-экспериментальный:

определены формы, методы и цель проведения опытно-экспериментальной работы. Определена методика выявления особенностей взаимодействия педагога и дошкольника при организации игровых форм коллективного обучения.

3 этап – описательно-итоговый:

проанализированы и систематизированы полученные экспериментальные данные, осуществлена их интерпретация, сформированы основные выводы, завершено литературное оформление курсовой работы.

Новые статьи:

Виды деятельности детей и общие технологические требования к их организации
Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию - все то, что служит строительным материалом для развития и становления лич ...

Изучение изобразительно-выразительных средств языка в начальной школе
В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные, чаще всего иносказательные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка всегда метки, эмоциональны, они оживляют речь, возбуждают мышление, развивают его быстроту и гибкость, совершенствуют словарь детей. Нуж ...

Проблема замены недостающих зрительных образов у слепых детей
Для слепого ребенка та же самая проблема недоразвития высших функций в связи с коллективной деятельностью находит конкретное выражение в совершенно других областях поведения и мышления. Если правильно разобраться в этой проблеме, то корни ее обнаружат сходство с теми корнями, которое мы рассматрива ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru