Современная экология – обширный междисциплинарный научный комплекс. Наряду с традиционной общей (биологической) экологией, исследующей отношения организмов и условий среды на уровне популяций, биоценозов и экосистем, этот комплекс включает прикладную экологию (промышленная, городская сельскохозяйственная, лесная экология и т.д.) и социальную экологию (взаимоотношения природы и общества). Столь широкий круг проблем экологии привел к тому, что в школах Российской Федерации нет специального предмета «Экология» и получил распространение так называемый интегрированный вариант экологического образования. При этом варианте практически все предметы составляют единое образовательное экологическое пространство.
Большая роль в экологическом образовании школьников отводиться химии, так как в основе любых процессов, протекающих в организме и экосистеме, лежат химические реакции. Тем более важна роль химии при оценке влияния человека на конкретные экосистемы и биосферу в целом. На уроках химии наиболее целесообразно изучать вопросы, связанные с химическим загрязнением окружающей среды, знакомиться с методами мониторинга загрязнения и способами снижения его пагубного влияния на живые организмы, включая человека [1].
Учитель химии может профессионально обсуждать с учащимися новые малоотходные технологии и методы очистки жидких стоков и газовых выбросов, а также проблему утилизации твердых отходов. На уроках химии надо рассматривать биосферные круговороты веществ и последствия влияния на них человека (усиление парникового эффекта, разрушения озонового экрана, трансграничный перенос загрязняющих веществ и кислотные дожди), химизацию сельского хозяйства, проблемы энергетики с использованием углеродистых энергоносителей и водорода.
Некоторые из перечисленных вопросов изучаются и в курсах других предметов, входящих в образовательное экологическое пространство, – биологии, географии, физики. Однако эти неизбежные элементы дублирования материала даже полезны, так как позволяют учащимся взглянуть на одну и ту же проблему с разных сторон.
Исходя из всего вышесказанного, считаем возможным, представить вашему вниманию квалификационную работу: «Возможности экологического воспитания школьников при изучении темы: «Кальций и его соединения». Работа позволит сформировать конкретные химические и экологические знания у учеников. Работа важна и актуальна
, так как позволяет представить основной материал, представленный в школьном учебнике в новом свете, отражающем конкретные экологические проблемы, связанные с растущим загрязнением окружающей природной среды, приобретающим поистине глобальные масштабы. Все это не может не отразиться на здоровье человека, на численности и разнообразии популяций, на общем фоне биосферы.
Целью
настоящей работы является выявление возможностей экологического воспитания школьников на примере выбранной темы. Немаловажен при этом анализ школьных учебников (тем и заданий, оценка сложности и доступности анализируемого материала), тщательная подготовка необходимого дополнения к этим темам, внедрение материалов с экологическим содержанием, увеличение числа заданий и тестов, носящих экологический характер, а также проведение различных внеклассных мероприятий с экологическим содержанием.
Работа включает в себя: введение, три главы и заключение. Первая глава содержит материал, характеризующий современные тенденции и пути формирования экологической культуры школьников, а также излагает основные способы получения и использования кальция в промышленности, влияние кальция и его соединений на здоровье человека. Во второй главе рассматривается тема «Кальций и его соединения» так, как она излагается в школьной программе. Третья глава восполняет недостатки школьного курса через развитие химических знаний посредством раскрытия экологической проблематики, связанной с выбранной темой.
Технология организации коллективной творческой деятельности
Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности. Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, ...
Клиника
При умственной отсталости, представляющей собой полиморфную группу патологических состояний, отмечается большое разнообразие клинико-психопатологических расстройств. Поэтому клиническая систематика УО строится на широко используемых понятиях «дифференцированная» и «недифференцированная» умственная ...
Понятие «сеть дошкольных учреждений» и особенности
образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа
Понятие «сеть дошкольных образовательных учреждений» возможно определить как «совокупность взаимодействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образовательных учреждений различных видов». То есть сетевой принцип организации дошкольных образовательных учреждений предполагает, прежде все ...