Модель воспитательной системы образовательного учреждения - это описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, учащиеся и их родители [24].
Этапы создания модели воспитательной системы:
1) Разработка исходной концепции;
2) Создание образа школы, в рамках которой будет строится система (прогнозирование условий);
3) Построение описательной модели как модели будущего состояния воспитательной системы (компоненты, связи между ними, назначение компонентов); оформляется как определенный документ [24].
Создание воспитательной системы начинается с изучения ситуации в школе: интересов, потребностей учащихся и педагогов, творческих возможностей всех субъектов деятельности, уровня развитости педагогического и ученического коллективов, характера их взаимодействия и т.д. Для этого можно использовать все разнообразные методы педагогического исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, изучение школьной документации, создание специальных ситуаций и др. На основе изучения начального состояния объекта проводится анализ, в процессе которого целесообразно сформулировать проблемы, характеризующие жизнь школы на данном этапе, тенденции развития ее системы.
Затем разрабатывается концепция воспитательной системы школы, т.е. смоделировать "конечный продукт" - личность выпускника. Наиболее эффективным является включение в процесс целеполагания всех участников педагогического процесса. Могут быть проведены продуктивные игры с педагогами, старшеклассниками, группой родителей. В процессе этих игр определяются качества личности, которыми должен обладать выпускник данного образовательного учреждения. В результате вырабатывается его обобщенный образ [5, 13, 16, 22, 23].
Содержание воспитания на теоретическом уровне может быть представлено в виде концепций, моделей содержания и программ воспитания [3].
Конструирование модели воспитательной системы направлено на воплощение сформированного образа учебного заведения в одну из форм воспитательной системы образовательного учреждения. Чаще всего коллективы избирают такую модель, как концепция (концептуальная модель). В философском энциклопедическом словаре, толковом словаре русского языка термин " концепция " объясняется как "система взглядов на что-нибудь, основная идея, ведущий замысел, руководящая идея". Следовательно, можно дать следующее определение концепции воспитательной системы: это комплекс взаимосвязанных ведущих идей школьного сообщества, отражающих его представления об индивидуально - групповых, ценностно-ориентационных, функционально - деятельностных, отношенческо - коммуникативных и диагностико - результативных характеристиках воспитательной системы [19, 21].
При разработке концепции воспитательной системы образовательного учреждения необходимо четко сформулировать цель создания воспитательной системы, т.е. смоделировать "конечный продукт" - личность выпускника.
Сообразно цели формулируются основные идеи (принципы) создания воспитательной системы, определяются системообразующие виды деятельности, основные пути организации жизнедеятельности школьного коллектива. В завершение разрабатывается конкретная программа действий по созданию воспитательной системы.
Деятельность педагогов, учащихся, их родителей целесообразно интегрировать в так называемые педагогические (воспитательные) комплексы (В.А. Караковский), рассматриваемые как совокупность научнообоснованных и практически выверенных воспитательных средств и организационных форм, применяемых с учетом общей системы, всего многообразия условий и факторов воспитания. По сути, в этих комплексах концентрируются все аспекты процесса воспитания, и он становится целостным. Педагогические (воспитательные) комплексы могут быть различными; воспитательные центры, клубные центры, разновозрастные содружества, опорные (ключевые) дела и др.
Педагогическим (воспитательным) комплексом должен стать и урок. Познавательная деятельность - основной вид деятельности учеников на протяжении всего времени их пребывания в школе. Безусловно, эта деятельность должна стать системообразующей в воспитательной системе школы. Однако это чаще всего происходит не сразу, ибо далеко не всегда познавательная деятельность является личностно значимой для каждого ребенка. Известно, что с 10 - 11 лет наиболее привлекательным для подростков становится общение, и если урок становится органичным элементом воспитательной системы, то связано это прежде всего с превращением его в урок общения.
Включать урок в воспитательную систему школы можно:
во-первых, усиливая его воспитательную значимость (через содержание учебного материала, через методы организации на уроке, через личность учителя);
Организация и методика проведения экспериментального исследования
Цель
проведения
опытно-экспериментальной работы:
исследовать условия успешного взаимодействия педагога и дошкольника при организации игровых форм коллективного (группового) обучения. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 21 г. Новоалтайска. В исследуемую группу вошли 15 старших ...
Профессиональное просвещение
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим каче ...
Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую,
психологическую помощь
Сеть учреждений и служб, оказывающих социально-педагогическую помощь детям включает: o учреждения и службы образования (дошкольные, внешкольные, общеобразовательные школы, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома, ПТУ, средние профессиональные учебные заведения, вузы и др.), o учреждения и сл ...