Проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы

Новое образование » Проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы

Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. К.Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, — традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на садовом участке воспитателю рекомендуем обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению — формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Основной смысл такой работы — конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами ее становятся все источники жизнедеятельности человека — земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел, таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селекционеров редких растений.

Поэтому можно сформулировать следующую гипотез. Мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу и что тексты писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию учащихся. Объект нашего исследования дошкольники, а именно в этом возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Предметом данной работы является воспитание любви к природе через средства художественной литературы, лучшие образцы русской классики.

Целью данной работы является рассмотрение и решение проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы.

В ходе исследования мы попытаемся решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание эстетического воспитания дошкольников.

2. Показать суть экологического воспитания дошкольников, формирование норм и правил экологического поведения.

3. Показать воспитание любви к природе у дошкольников средствами искусства и, в частности, художественной литературы.

4. Представить план такого занятия.

В своей работе мы используем труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Ж. Пиаже, В.В. Зеньковского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Е.В. Субботского, Л.Я. Пэрну, Т.А. Репиной, Л.А. Венгера, З. Матейчика, Н.И. Непомнящей, А.А. Рояк, В.Л. Лола, В.К. Котырло и других.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность и даже влияет на физическое развитие.

Цели эстетического воспитания и образования:

- развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности;

- совершенствование эстетического сознания;

- включение в гармоничное саморазвитие;

- формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его целей, можно сформулировать как приобретение творческих знаний. Это – группа задач приобщения к эстетическим ценностям:

- формирование эстетических знаний;

- воспитание эстетической культуры;

- овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

- формирование эстетического отношения к действительности;

- развитие эстетических чувств;

- приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде;

- развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;

- формирование эстетического идеала;

- формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, во внешнем виде.

Вторая группа задач связана с формированием практических умений. Решение этих задач содействует активному включению ребенка в эстетическую деятельность.

Задачи формирования:

- обучение детей рисованию, лепке, конструированию;

- обучение пению, движениям под музыку;

- развитие словесного творчества;

- воспитание любви к природе.

Данные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

Новые статьи:

Место проектной методики в современном процессе обучения. Проектная работа как вид коллективной деятельности учащихся
Практика использования метода проектов показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При чем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь друг другу вместе решат ...

Содержание работы по развитию нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования
Для разрешения выделенных проблем и обоснования совокупности психолого-педагогических условий нами в дальнейшем был проведен формирующий этап эксперимента. Цель формирующего эксперимента – развитие нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования. Задачи: 1) развивать нравственные потре ...

Эффективность типа дошкольных образовательных учреждений
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой ее ступени - к системе дошкольного образования. Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ для д ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru