В протокол заносится номер выбранного ребенком домика и баллы, полученные ребенком, которые устанавливаются по таблице оценок (см. таб. 2.2). Затем подчитывается сумма очков по всем трем задачам и определяется уровень овладения действиями наглядно-образного мышления. Согласно приведенной методики:
Высокий уровень – от 26 баллов.
Средний уровень – от 18 до 25 баллов.
Низкий уровень – от 0 до 17 баллов.
С помощью эксперимента было исследовано умение детей действовать в плане представлений. При этом определились уровни овладения действиями наглядно-образного мышления. По изучению пути решения детьми всего набора задач, тех элементов ситуации, на которые они ориентировались в процессе решения позволило разделить испытуемых на несколько групп.
Первая группа. Дети демонстрируют неадекватные формы ориентировки, они принимают задачу найти домик, но выбор их случаен, чаще всего они учитывают лишь отдельные «письма» и полянки. Как правило, совершаются неверные выборы. Способность соотнести схему с реальной ситуацией не сформирована.
Вторая группа. Характеристика незавершенная ориентировка на один признак, здесь впервые обнаруживаются для выполнения заданий методы работы. У каждого поворота дети обращаются к обозначению направления, указанным в письме, и пытаются им следовать. Однако они ещё не могут делать это стабильно, на протяжении всего задания, и ошибаются на последних этапах пути. Задачи 7–10 дети этой группы вообще решают, т. к. не способны учесть сразу два параметра. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но пространственные представления носят фрагментарный характер.
Третья группа. Характерна ориентировка на один признак. В этом случае дети не могут соотносить «письмо» с изображениями на полянке до конца работы, но успешно используют только один ориентир, или только изображение направления пути. Дети этой группы не решают задачи, требующие одновременного учета направлений пути и ориентиров.
Четвертая группа. Характерна незавершенная ориентировка по двум параметрам. Обычно дети, выполняющие задания по этому типу, правильно решают первые шесть задач. В последних четырех задачах они действуют верно, лишь в начальной фазе, учитывая только одно или два сочетания поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают на учет только одного параметра.
Пятая группа. Это высший тип ориентировки для данных задач, который характеризуется детальным соотнесением с одновременным учетом двух параметров. Дети, решающие задачи, таким образом, могут учесть одновременно два параметра, и все предложенные задачи решают в основном верно.
Анализ полученных результатов
Таблица 2.1 Сводная таблица по результатам диагностики детей
№ |
Имя испытуемого |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Количество набранных баллов |
Уровень развития |
1 |
Маша С. |
4 |
4 |
4 |
3 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
0 |
23 |
средний |
2 |
Рома Н. |
4 |
4 |
1 |
4 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
16 |
низкий |
3 |
Диля Н. |
4 |
4 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
16 |
низкий |
4 |
Ильяс С. |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
25 |
средний |
5 |
Андрей А. |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
17 |
низкий |
6 |
Маша М. |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
2 |
0 |
2 |
0 |
17 |
низкий |
7 |
Катя Ф. |
3 |
3 |
1 |
4 |
4 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
16 |
низкий |
8 |
Амирхан Г. |
4 |
4 |
4 |
3 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
17 |
низкий |
9 |
Алсу Ш. |
2 |
3 |
1 |
3 |
3 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
15 |
низкий |
10 |
Диана М. |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
15 |
низкий |
11 |
Настя К. |
3 |
2 |
1 |
4 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
13 |
низкий |
12 |
Настя М. |
4 |
4 |
4 |
2 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
18 |
средний |
13 |
Булат С. |
4 |
4 |
1 |
3 |
0 |
1 |
2 |
0 |
2 |
0 |
17 |
низкий |
14 |
Давид М. |
2 |
2 |
1 |
0 |
2 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
10 |
низкий |
15 |
Азалия Н. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
0 |
4 |
34 |
высокий |
Специальная общеобразовательная школа V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи
Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи – тип специального школьного учреждения, предназначенный для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного кон ...
Анализ
полученных результатов исследования
В ходе эксперимента разработана примерная программа по формированию культуры межнациональных отношений у младших подростков. С направлениями работы по программе были ознакомлены классные руководители 5-9 классов школы №536 и учителя-предметники. В плане апробации данной программы с учащимися 5-А кл ...
Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и кристаллизации
Плавление — переход тела из кристаллического твёрдого состояния в жидкое. Плавление происходит с поглощением удельной теплоты плавления и является фазовым переходом первого рода. Способность плавиться относится к физическим свойствам вещества При нормальном давлении, наибольшей температурой плавлен ...