Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского

Новое образование » Педагогическая теория К.Д. Ушинского » Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского

Страница 4

В основе идеи народного воспитания лежат понятия о человеке, каким он должен быть по понятиям того или другого народа в известный период его развития. «Каж­дый народ имеет свои особенный идеал человека и требу­ет от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соот­ветствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной ли­тературы».

К. Д. Ушинский был глубоко прав, отмечая динамич­ность воспитательного идеала народа, его развитие, свя­занное с ходом истории народа. Идеал нельзя искать только в прошлом, он включает настоящее и устремления народа в будущее. Народный идеал всегда выражает степень самосознания народа, его совесть, взгляды на добро и зло пороки и добродетели. В этом идеале отра­жаются характер народа и изменения, происходящие в обществе. С изменением идеала во времени происходит и его переоценка. Он не статичен, в нем что-то остается от старого и всегда появляется новое, отражающее лучшие стороны нового времени. То, что казалось безукоризнен­ным в прошлом, имеет в глазах современного человечест­ва совершенно другую цену. К. Д. Ушинский указывал, например, что идеалы во Франции и Германии меняются быстрее, чем в Англии. Что же касается североамерикан­цев, то они «вырабатывают» свой особенный идеал челове­ка, который почти совсем отвык от английских манер и является существом необыкновенно оригинальным».

К. Д. Ушинский, конечно, был далек от раскрытия классового понимания сущности идеала. Но он далеко ушел в понимании его в сравнении со многими своими современниками, утверждая, что идеал, в том числе и вос­питательный, исторически обусловлен, что в нем присут­ствуют элементы национальные, что «народный идеал че­ловека видоизменяется еще в каждом народе по сосло­виям» [7, стр. 124]. Народ вырабатывает свой идеал челове­ка стремится осуществить его в своем потомстве, для чего используется прежде всего воспитание. При этом он отмечал, что «школьное воспитание далеко не составля­ет всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литерату­ра, — все, из чего слагается историческая жизнь наро­да, — составляют его действительную школу .» .

По утверждению К. Д. Ушинского, школьное воспита­ние, как ни старайся, невозможно отгородить от жизни. Она влияет на убеждения и учителей, и учеников, на фор­мирование их устремлений, определяет выбор учебного материала. Общественное воспитание, подчеркивал он, не ведет за собой истории, но следует за ней. Нравствен­ный идеал общества является и воспитательным идеалом. Он обусловлен конкретными, общественно-историческими условиями. Воспитательный идеал является одной из форм осмысления жизни, а его осуществление — одной из форм изменения ее. «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народ­ностью. Как нет человека без самолюбия, так нет чело­века без любви к отечеству, и эта любовь даст воспитате­лю верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к на­родности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует го­раздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкорененной страхом наказаний. Вот основа­ние того убеждения . что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»

Ушинский считал, что идеал человека развивается на основе развития всей жизни народа. В связи с этим развивается и из­меняется и сами сущность народности, изменяется принцип народности в воспитании. Однако этот принцип, по Ушинскому, всегда будет сопутствовать всему ходу развития народа. Идеал человека, созданный народом, исторически развивается и более или менее олицетворяется в каждом сыне народа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Специфика профориентационной работы с сельскими школьниками на труд в сельском хозяйстве
В настоящее время в сельскохозяйственном производстве насчитывается более 100 рабочих профессий, по которым осуществляется подготовка рабочих в сельских общеобразовательных школах и сельских ПТУ. Профилирующие профессии сельскохозяйственного производства распределяются следующим образом. Основой пр ...

Характеристика МОУ «НОШ №6»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №6» (далее Школа) имеет свидетельство государственной аккредитации (рег. №393 от 23.05.2007), лицензию (рег. №21-ОУ от 27.05.2011). Новая редакция Устава учреждения зарегистрирована 30.11.2011г. 7 января 1934 года в п ...

Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка
В современных условиях социально-экономического кризиса, семья переживает трудности в полноценной реализации культуры человеческих отношений, которые выражаются в активной адаптации к условиям современного рынка и в возможности моделирования своего жизненного пути. Человек не рождается личностью. Р ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru