Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского

Новое образование » Педагогическая теория К.Д. Ушинского » Идея народности воспитания – центральная идея педагогической теории К.Д. Ушинского

Страница 3

И он не только в форме критики повёл беспощадную борьбу про­тив насаждения на русской почве чуждой русскому народу си­стемы воспитания, но и построил свою оригинальную педагоги­ческую систему на основе идеи народности, на основе требований жизни русского народа. Определяя задачу самобытного разви­тия русской жизни, Ушинский писал: «Теперь уже нельзя толь­ко продолжать дело, начатое Петром Великим, только усваи­вать то, что появляется за границей . Теперь следует самим отыскивать путь, отбросивши иноземные указы, а для того, что­бы найти истинный путь, более чем когда-нибудь необходимо обратиться к самому народу; узнать его не только материальные, но и духовные потребности. Но мало узнать, надобно сроднить­ся с ними, сделать их потребностями своей собственной душа и, удовлетворяя этим потребностям, прокладывать народу истори­ческую дорогу вперёд».

К.Д. Ушинский предупреждал, что внешнее сходство в организации воспитания не может служить причиной того, чтобы считать воспитание единым для всех народов и по своему направлению, и по содержанию. Он указывал, что воспитательные идеи каж­дого народа проникнуты национальным духом до того, что не­возможно перенести их на чужую почву. Отмечая вредность заимствования одним народом у другого педагогических идей или опыта, без учёта характерной специфики жизни и общего духа каждого народа, Ушинский заключает: «Удивительно ли после этого, что воспитание, созданное самим народом и осно­ванное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, ко­торой нет в самых лучших системах, основанных на абстракт­ных идеях или заимствованных у другого народа».

Но мы допустили бы ошибку, если бы считали Ушинского сторонником отгораживания, изоляции России, её культуры от других государств мира. По мнению Ушинского, в области развития педагогических идей на практике имеются такие достижения, которые не составляют принадлежность одного народа, как, например, идеи обществен­ного воспитания, система школьного обучения, разные методи­ческие правила обучения и т. д., но эти достижения должны быть переработаны духе требований каждого народа в отдельности.

Можно пользоваться и педагогическим опытом другого народа, опытностью другого государства. «Но это поль­зование оказывается безвредным только тогда, когда ос­нования общественного образования твердо положены самим народом. Можно и должно заимствовать орудия, средства изобретения, но нельзя заимствовать чужого характера и той системы, в которой выражается характер. С другой стороны, чем больше характера в человеке, тем безопаснее для него всякое общество; и чем больше ха­рактера в общественном образовании народа, тем свобод­нее может он заимствовать все, что ему угодно, у других народов» .

В развитии человечества существуют общие законо­мерности, и они повторяются любым народом, утверждал К.Д. Ушинский, но если бы эти закономерности точно воспроизводились всеми народами независимо от места и времени, тогда бы не было ни народов, ни нации, ни национальностей, ни племен. Исторические условия жиз­ни народов весьма различны на земном шаре и не могут не определять различий в системах народного образова­ния разных народов.

Эти различия определяются, следовательно, не слу­чайными обстоятельствами, а особенностями исторического развития. Каждый народ в силу обстоятельств играет в истории свою особую роль. В каждой системе воспита­ния проявляется народность как основная идея воспита­ния. «Народ без народности — тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою само­бытность».

Народность должна быть положена у любого народа в основу воспитания как общая его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели вос­питания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Основная гимнастика как средство и метод физического воспитания ребенка
Гимнастика (от греч. «гимнос» — обнаженный) — система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка. Она предполагает оздоровление и всестороннюю физическую подготов ...

Примерные требования к программам элективных курсов
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения с ...

Понятие «ценность», «ценностное отношение»
Ценности - специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы. По мнению М. Вебера - ценность - термин, широ ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru