Факультативные занятия по математике и методика их проведения

Страница 1

Фундаментальной особенностью, которая самым существенным образом влияет на выбор методов обучения и разработку методик, применяемых на факультативных занятиях, является опора на устойчивый интерес и склонность ученика к математике. Активный интерес учащихся к математике непосредственно связан с сознательным отношением к учебе, с осознанным стремлением больше узнать. Любому учителю понятно, как могут преобразоваться занятия математикой, если учащиеся проявляют заведомый интерес к науке. Занятия происходят не по обязанности, поэтому для слушателей факультатива математика не может быть скучной. А это существенным образом расширяет методические возможности учителя.

Главная цель факультативных занятий по математике - углубить и расширить знания, повысить интерес учащихся к предмету, развить математические способности, привить школьникам вкус к самостоятельным занятиям математикой, воспитать и развить их инициативу и творчество.

Факультативные занятия по математике ведутся в школе с 8 класса ( 8 класс -1 час, 9 –11 классы – по 2 часа в неделю).

Программы основного курса математики и факультативных занятий составляют программу повышенного уровня по математике для учащихся данного класса средней школы.

Факультативные занятия по математике могут проводиться по двум направлениям:

а) изучение курсов по программе “Дополнительные главы и вопросы курса математики”;

б) изучение специальных математических курсов.

Для факультативных занятий по математике программа должна быть составлена так, чтобы все ее вопросы могли изучаться синхронно с изучением основного курса математики. В некоторых случаях изучение тем факультатива может проводиться независимо от основного курса программы (например, когда в данном классе основной курс математики и факультативный ведут разные учителя).

Для большей эффективности факультативных занятий их необходимо организовывать там, где есть высококвалифицированные учителя или другие специалисты, способные вести занятия на высоком научно-методическом уровне, и достаточное количество учащихся, желающих изучать данный факультативный курс.

Запись учащихся на факультативные занятия производится на добровольных началах в соответствий с их интересами. Не следует принуждать их обязательно изучать факультативные предметы.

По окончании факультативного курса учащиеся сдают зачет (с оценкой), о чем делается отметка в аттестате.

Для учащихся, интересующих математикой, должны практиковаться различные формы внеклассной работы (математические кружки, вечера, викторины, конкурсы, олимпиады и т. д.). Факультативные занятия не отрицают все эти формы работы, а дополняют их.

Факультативные занятия по математике, независимо от формы и методов их проведения, должны быть построены так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать естественную любознательность школьника для формирования устойчивого интереса к своему предмету. В процессе обучения учащиеся должны овладеть не только установленной системой научных знаний, умений, навыков, но и повысить свою познавательную активность, развить познавательные способности и творческие силы, овладеть наиболее совершенными методами самостоятельной работы.

Как подать тот или иной учебный материал, какой педагогический прием применить – это крайне важно для поддержания интереса у учащихся.

В настоящее время основными формами проведения факультативных занятий по математике являются: изложение узловых вопросов данного курса учителем (лекции), семинары, решение задач, собеседования (дискуссии), рефераты и доклады учащихся (как по теоретическим вопросам, так и по решению цикла задач), математические сочинения и т. д.

Отметим, что учителю нецелесообразно отдавать предпочтение какой-либо одной форме или методу изложения. Чем разнообразнее занятия, тем больше они способствуют развитию познавательного интереса учащихся.

Следует помнить, что существенным условием для развития интереса к предмету является предоставление разумной самостоятельности в выполнении определенной деятельности, требующей инициативы и творческой выдумки. Поэтому на факультативных занятиях по математике самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее положение, следует чаще решать задачи, предлагать школьникам сделать рефераты, доклады, проводить семинары-дискуссии, практиковать чтение учебной и научно-популярной литературы и т. п.

Рассмотрим одну из возможных форм проведения факультативных занятий по математике. В работе предлагается разделить каждое занятие на две части.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Традиционная система обучения. Вальдорфская система обучения
Традиционный вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно – в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового – закрепление – контроль – оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков. Термин "традици ...

Пути формирования у младших школьников ценностного отношения к здоровью
По выражению академика Н.М. Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». Указать нужное направление «собственным усилиям» призвана молодая быстро развивающаяся наука валеология». Валеология (от латинского valeo - «здравствовать», быт ...

Психолого-педагогические особенности деятельности специалиста по социальной работе с семьёй
Говоря о практике социальной работы с семьей, нельзя оставить без внимания психолого-педагогические особенности деятельности специалиста в работе с семьёй. К сожалению, в сложившейся ситуации социальный педагог работает с проблемными, социально-незащищёнными семьями, а для этого ему необходимо влад ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru