Психологические особенности старшеклассников и развитие их математических способностей

Новое образование » Методика проведения факультативного курса "Методы решения нестандартных задач по алгебре" » Психологические особенности старшеклассников и развитие их математических способностей

Страница 3

Программы обогащения ориентированы на дополнительный материал и более сложное содержание, поэтому они направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные миникурсы по темам, проблемам или отдельным навыкам. Обычно в школах это реализуется в форме кружков и факультативов.

Очень много внимания психологи уделяют процессу решения задач и проблемному обучению. Под решением задач подразумевают общий подход к развитию умений рассуждать, что включает следующие умения: выявить проблему; проанализировать различные варианты ее решения; оценить достоинства каждого варианта; обобщить все найденное и т.д.

Развитие этих умений связано как с исследовательскими умениями, так и с умениями критически мыслить.

Заметим, что многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это проблемный подход к обучению (А.М. Матюшкин и др.); использование опорных схем и сигналов (В.Ф. Шаталов); использование укрупненных дидактических единиц (П.М. Эрдниев) и пр.

С учетом имеющегося опыта российской школы и возрастных особенностей учащихся была предложена следующая модель работы по развитию математических способностей школьников.

В 1-4 классах основная задача – пробуждение интереса к математике. Она решается в основном путем включения в учебники и уроки занимательных вопросов и задач, привлечения математических игр. Возможна и организация коротких кружковых занятий.

В 5-7 классах материала, изученного в основном курсе, еще недостаточно для работы над сколько-нибудь протяженными систематизированными фрагментами. Свойственный возрасту “порхающий интерес” является дополнительным основанием в пользу уже систематической работы математического кружка (массив подходящих для этой цели задач достаточно велик). Крайне желательно, чтобы всем учащимся 5-7 классов была предоставлена возможность работы в кружке: интерес, не нашедший продолжения в этом возрасте, угасает. В 8-9 классах при благоприятных условиях формируется уже устойчивый интерес, который находит свое выражение в стремлении к самостоятельной работе в области математики. Базовые курсы алгебры и геометрии дают основание для постановки широкого круга содержательных задач на разные темы. Основная форма работы – внеклассная: более систематические кружки, факультативные курсы, охватывающие уже довольно развернутые, законченные темы

В старших классах (10-11) эффективны школы и классы с углубленным изучением математики (в том числе при вузах), естественно, дополненные всем набором внеклассных форм занятий, среди которых факультативные занятия играют, пожалуй, главную роль.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Примерные требования к программам элективных курсов
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения с ...

Особенности профильного обучения в средних общеобразовательных учреждениях
В русле модернизации образования в новых программах по ИЯ вводится предпрофильная подготовка в девятых классах и профильное обучение в десятых-одиннадцатых классах средней школы. Целью профильного обучения является углубленная подготовка старшеклассников к постоянно усложняющимся требованиям соврем ...

Содержание работы по развитию нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования
Для разрешения выделенных проблем и обоснования совокупности психолого-педагогических условий нами в дальнейшем был проведен формирующий этап эксперимента. Цель формирующего эксперимента – развитие нравственной позиции воспитателей в процессе самообразования. Задачи: 1) развивать нравственные потре ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru