Психологические особенности старшеклассников и развитие их математических способностей

Новое образование » Методика проведения факультативного курса "Методы решения нестандартных задач по алгебре" » Психологические особенности старшеклассников и развитие их математических способностей

Страница 2

В работе В.А. Крутецкий также упомянул, что не являются обязательными в структуре математической одаренности и такие компоненты, как способность к пространственным представлениям и способность наглядно представить абстрактные математические отношения и зависимости.

Он показал, что способности к математике проявляются в характере восприятия математической задачи и выделил следующие компоненты математических способностей:

Формализованное восприятие математического материала

Обобщение математического материала

Свернутость математического мышления – тенденция мыслить в процессе математической деятельности сокращенными мыслительными структурами.

Гибкость мыслительного процесса

Стремление к своеобразной экономии умственных усилий – к изяществу решений.

Математическая память

На эти моменты необходимо обращать внимание учителю, ведущему факультативные занятия, для определения и развития математической одаренности старшеклассников.

Заметим, что на различных возрастных ступенях эти компоненты отличаются качественным своеобразием, специфической формой проявления, причем существуют закономерности количественных и качественных их изменений. Каждый новый этап подготовлен всем предыдущим ходом развития, возникает на основе его и является предпосылкой для перехода на новый, более высокий уровень развития.

Не все компоненты математических способностей начинают формироваться одновременно. Развитие способностей к математике начинается с формирования первичного компонента, именно, способности к обобщению математических объектов, отношений и действий. На более поздних этапах формируется способность к свертыванию процесса рассуждения, обобщенная память, стремление к экономности и рациональности решений.

Психологи указывают на существование определенных возрастных периодов, наиболее благоприятных для развития специальных способностей. Для различных способностей такие периоды неодинаковы. Например, математические способности обнаруживаются в среднем школьном возрасте, приблизительно к 14-15 годам, но могут проявиться немного раньше или позже. Поэтому математику, как и другие предметы, носящие общекультурный, развивающий характер, нельзя исключать из школьных программ любых направлений.

Для обучения одаренных детей, как говорится в работе, существуют различные стратегии, которые могут быть воплощены в разные формы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение. Ускорение связано с изменением скорости обучения, что подразумевает такие организационные формы как раннее поступление в школу, “перепрыгивание” через класс и т.д. Стратегия обогащения появилась как прогрессивная альтернатива ускорению. Передовые педагоги были озабочены развитием ребенка как целостной личности и поэтому считали, что обогащение (при этом ускорение не является самоцелью) дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, развивая при этом свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне. Такое представление об обогащении сохраняется у большинства современных специалистов.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, умений работать самостоятельно.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Характеристика подросткового возраста
Возраст от 11 – 12 до 15 лет – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5 – 9 –й классы ) , характеризуется общим подъёмом жизнидеятельности и глубокой перестройки всего организма. Душевный мир подростка Н.К. Крупская характеризовала психологией полуребёнка – ...

Сущность понятий «практическая деятельность», «прием» и «практический метод обучения»
Методы обучения - способы совместной деятельности учителя и учащегося, направленные на решение задач обучения. Существует ряд классификаций. Наиболее ранняя - деление методов обучения на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа). И методы работы учащегося (упражнение, самостоятельная рабо ...

Задачи и содержание словарной работы в детском саду
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы. [1, с.100] Сегодня принято выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усвоение де ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru