История развития факультативных занятий по математике, их роль в системе школьного образования

Новое образование » Методика проведения факультативного курса "Методы решения нестандартных задач по алгебре" » История развития факультативных занятий по математике, их роль в системе школьного образования

Страница 2

Материал курса не дублировал вузовских программ, но позволял с более общих позиций взглянуть на школьную математику. Поэтому было важно не развивать при обучении те специальные методы и навыки, которым обучают в вузах, не адаптировать вузовские курсы, но показывать, как из материала школьного курса математики возникают общие концепции, обладающие теоретической и прикладной ценностью. А.Н. Колмогоров подчеркивал, что введение факультативных курсов по выбору в 7-10 классах является необходимым дополнением к общеобразовательному основному курсу математики в старших классах.

Известный математик С.Л.Соболев называл факультативные занятия резервом в учебном плане, позволяющим увеличить объем математики.

В программу факультативных занятий по мере перехода на новую программу общего курса вносились определенные изменения. Здесь А.Н. Колмогоров проявлял большую оперативность и заинтересованность. В дальнейшем издательство “Просвещение” начало выпуск специальных пособий по программе факультативных занятий.

Работа по совершенствованию содержания обучения в нашей стране происходит постоянно, следующий этап реформы - 80-е годы.

В 1980 г. была принята новая программа. В ней был полнее учтен уровень логического мышления школьников: отказались от обязательного единого теоретико-множественного подхода к построению курса и чрезмерной строгости в изложении материала. Это усилило прикладное содержание школьного курса математики и сделало его менее абстрактным и формализованным, хотя при этом потерялись некоторые достижения предыдущего этапа реформы. Соответственно изменилось и содержание факультативных курсов.

В 1985 г. силами АПН СССР и АН СССР была подготовлена учебная программа по математике, где попытались разгрузить содержание обучения и усилить его практическую направленность.

Началом следующего этапа реформы математического образования в нашей стране является 1989 год, когда была разработана новая концепция общего среднего образования, в частности, школьного математического образования. В ней характеризуется место математики в системе школьного образования, определяемое новыми социально-экономическими условиями в стране, и основное содержание общего математического образования на данном этапе. Ведущая идея – гуманизация математического образования; её основные направления, как отмечалось выше, - дифференциация обучения математике, гуманитарная направленность общеобразовательного курса математики, уровневая подготовка учащихся по математике, перестройка учебно-воспитательного процесса в направлении изменения отношения к ученику и создания возможностей для проявления индивидуальности как учащегося, так и учителя. В дополнение к этой концепции в 1995 г. РАО разработан документ “Стандарт среднего математического образования”.

И на этом этапе роль факультативных занятий по математике очень велика. Их цель – как можно полнее развить математические способности учащихся, увеличить объем и глубину их знаний, пробудить творческие возможности, привить математическую культуру и показать красоту этой удивительной науки.

Новые научные достижения, их развитие и внедрение в практику приводят к пересмотру школьного курса математики. Происходит идейное и прикладное обогащение общего курса, а, следовательно, и факультативов. С развитием математики и ее приложений возрастает число разделов, ждущих своего включения в школьный курс математики. Однако возможности общего среднего образования ограничены как сроком обучения, так и пределами разумной учебной нагрузки учащихся. Хотя ясно, что в курсе средней школы важно иметь элементы теории вероятности, статистики, математического моделирования, что важно строить школьный курс так, чтобы учащиеся были подготовлены к восприятию новых аспектов прикладной математики, для практической реализации эти назревшие вопросы оказались весьма сложными. Обсуждаются возможные формы включения ряда новых разделов в обязательный курс математики средней школы. Предполагается установить более тесную взаимосвязь теоретического содержания математического образования с практикой применения учащимися приобретаемых математических знаний. Пока все эти и ряд других, важных в своем прикладном значении разделов математики изучаются в школьных факультативах на внеклассных занятиях.

Государственные органы разрабатывают единые стандартные учебные планы. Закон РФ об образовании (1992 г.) дает школам право составлять индивидуальные учебные планы при том условии, что они отвечают государственным образовательным стандартам. Это означает наличие обязательных для всех школ учебных предметов и право на углубленное изучение ряда предметов, выражающее некоторую специализацию по направлениям: естественно-математическое, гуманитарное и пр. Имеется и набор предметов по выбору - факультативов.

Заметим, что в Базисном учебном плане, утвержденном Министерством общего и профессионального образования 9 февраля 1998 г. выделяются инвариантная часть (ядро), обеспечивающая приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям и формирование личностных качеств школьников, и вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития учащихся. Она учитывает их личностные особенности.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Аспекты возникновения и развития личностно-ориентированного обучения
Обучение под жестким или мягким давлением при твердой дисциплине учащихся для всех одинаковое по содержанию и методике, безоговорочное подчинение ученика учителю были характерны для учебных заведений в течение многих столетий. Такой стиль отношений «учитель — ученик» в последнее время получил назва ...

Тема «Кальций и его соединения» в школьном курсе химии
Химия – одна из стремительно развивающихся областей знания, результаты ее ускоренного развития в макро- и микромасштабах проявляются в повседневной жизни. А вот время на изучение этой дисциплины в школе неуклонно сокращается. И это не может не увеличивать пропасть между наукой и содержанием школьно ...

Коррекционная работа по формированию мышления и речи детей с ЗПР
Мышление ребёнка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения, в единстве с процессом овладения речью. В процессе действия с предметами у дошкольников проявляется мотив собственных высказываний: рассуждений, умозаключений. На этой основе формируются образы-пред ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru