Комбинированный урок по теме «Кипение»

Страница 1

Тема: Кипение

Тип урока: комбинированный урок

Цели:

Образовательная - усвоение понятия кипение; обеспечить продолжить формировать умение учеников применять основные положения МКТ в объяснении физических явлений.

Развивающая – развитие интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, делать выводы; формирование общеучебных умений; развитие самостоятельности; развитие познавательного интереса.

Воспитательная - формирование основных мировоззренческих идей: познаваемость мира и его закономерностей; причинно-следственные связи явлений.

Оборудование: электроплитка, колба с водой, термометр для измерения температуры жидкости, штатив, стакан с водой, резиновая медицинская груша, пробка для колбы с отверстием, насос Комовского, стеклянный колпак с подставкой для демонстрации пониженного давления.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Объявление учителем темы и целей урока. Учитель обращает внимание на эпиграф на доске: Наблюдение и опыт являются основными источниками знаний при изучении физических явлений.

2. Фронтальный опрос по домашнему заданию:

Учитель задает вопросы:

Как называется явление превращения жидкости в пар?

-Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.

Какие два способа парообразования существуют?

-Испарение и кипение.

Учитель:

Сегодня мы познакомимся со вторым способом парообразования - кипением. Для этого проведем эксперимент. Поставим на плитку колбу с водопроводной водой, опустив туда термометр, закрепленный на штативе. В процессе наблюдения продолжим отвечать на вопросы по домашнему заданию.

Какое явление называется испарением?

-Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

Объясните механизм испарения с точки зрения М.К.Т.

-Все тела состоят из молекул, которые непрерывно и хаотично движутся, причем с различными скоростями. Если “быстрая” молекула окажется у поверхности жидкости, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из жидкости. Все вылетевшие молекулы образуют пар. У оставшихся молекул при соударении друг с другом меняется скорость, и найдутся такие молекулы, которые могут оказаться у поверхности и вылететь из жидкости. Этот процесс непрерывен, поэтому жидкость испаряется постепенно.

Почему испарение происходит при любой температуре?

-Так как молекулы движутся при любой температуре.

От чего зависит скорость испарения жидкости?

-От рода вещества, температуры, площади поверхности, скорости удаления молекул от поверхности жидкости.

Почему испарение происходит тем быстрее, чем выше температура жидкости?

-Так как от температуры зависит скорость молекул.

Как и почему зависит скорость испарения от площади поверхности жидкости?

-Чем больше площадь поверхности, тем большее количество молекул может вылететь из жидкости.

Почему лужи быстрее испаряются в ветреную погоду?

-Испарившиеся молекулы не могут возвратиться обратно в жидкость.

Что называется конденсацией пара?

-Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией пара.

При каких условиях происходит конденсация пара?

-Когда пар становится насыщенным, то есть находится в динамическом равновесии со своей жидкостью.

Вернемся к нашему эксперименту и запишем этапы кипения, которые пронаблюдали:

Испарение с поверхности жидкости усиливается по мере увеличения температуры. Иногда может наблюдаться туман (сам пар не виден).

На дне и стенках сосуда появляются пузырьки воздуха.

Вопрос учителя:

Почему пузырьки воздуха появляются на дне и стенках сосуда?

-Сначала нагревается сосуд, а затем жидкость на дне и у стенок. Так как в воде всегда есть растворенный воздух, то при нагревании пузырьки воздуха расширяются и становятся видимыми.

Пузырьки воздуха начинают укрупняться, появляются по всему объему, причем в пузырьках будет не только воздух, но и водяной пар, так как вода начнет испаряться внутрь этих пузырьков воздуха. Появляется характерный шум.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Распределение зарядов в объеме
Существенным параметром, определяющим качество электрета, является распределение зарядов по объему электрета, перпендикулярно плоскости поверхности. Простейшим способом измерения распределения зарядов в объеме является метод последовательного срезания поверхностных слоев при низких температурах, чт ...

Программа факультативного курса “Методы решения нестандартных задач по алгебре”
Пояснительная записка Целью обучения школьников по данному факультативному курсу является расширение их математического кругозора, более глубокое и осознанное усвоение материала школьной программы, отработка умения творчески применять полученные знания при решении нестандартных задач, развитие мате ...

Современный подход к изучению дошкольников с ЗПР
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Подобные дети обратили на себя внимание исследователей еще в прошлом столетии. Они описывал ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru