Комбинированный урок по теме «Кипение»

Страница 1

Тема: Кипение

Тип урока: комбинированный урок

Цели:

Образовательная - усвоение понятия кипение; обеспечить продолжить формировать умение учеников применять основные положения МКТ в объяснении физических явлений.

Развивающая – развитие интеллектуальных умений: анализировать, выделять главное, существенное в изучаемом материале, делать выводы; формирование общеучебных умений; развитие самостоятельности; развитие познавательного интереса.

Воспитательная - формирование основных мировоззренческих идей: познаваемость мира и его закономерностей; причинно-следственные связи явлений.

Оборудование: электроплитка, колба с водой, термометр для измерения температуры жидкости, штатив, стакан с водой, резиновая медицинская груша, пробка для колбы с отверстием, насос Комовского, стеклянный колпак с подставкой для демонстрации пониженного давления.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Объявление учителем темы и целей урока. Учитель обращает внимание на эпиграф на доске: Наблюдение и опыт являются основными источниками знаний при изучении физических явлений.

2. Фронтальный опрос по домашнему заданию:

Учитель задает вопросы:

Как называется явление превращения жидкости в пар?

-Явление превращения жидкости в пар называется парообразованием.

Какие два способа парообразования существуют?

-Испарение и кипение.

Учитель:

Сегодня мы познакомимся со вторым способом парообразования - кипением. Для этого проведем эксперимент. Поставим на плитку колбу с водопроводной водой, опустив туда термометр, закрепленный на штативе. В процессе наблюдения продолжим отвечать на вопросы по домашнему заданию.

Какое явление называется испарением?

-Парообразование, происходящее с поверхности жидкости, называется испарением.

Объясните механизм испарения с точки зрения М.К.Т.

-Все тела состоят из молекул, которые непрерывно и хаотично движутся, причем с различными скоростями. Если “быстрая” молекула окажется у поверхности жидкости, то она может преодолеть притяжение соседних молекул и вылететь из жидкости. Все вылетевшие молекулы образуют пар. У оставшихся молекул при соударении друг с другом меняется скорость, и найдутся такие молекулы, которые могут оказаться у поверхности и вылететь из жидкости. Этот процесс непрерывен, поэтому жидкость испаряется постепенно.

Почему испарение происходит при любой температуре?

-Так как молекулы движутся при любой температуре.

От чего зависит скорость испарения жидкости?

-От рода вещества, температуры, площади поверхности, скорости удаления молекул от поверхности жидкости.

Почему испарение происходит тем быстрее, чем выше температура жидкости?

-Так как от температуры зависит скорость молекул.

Как и почему зависит скорость испарения от площади поверхности жидкости?

-Чем больше площадь поверхности, тем большее количество молекул может вылететь из жидкости.

Почему лужи быстрее испаряются в ветреную погоду?

-Испарившиеся молекулы не могут возвратиться обратно в жидкость.

Что называется конденсацией пара?

-Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией пара.

При каких условиях происходит конденсация пара?

-Когда пар становится насыщенным, то есть находится в динамическом равновесии со своей жидкостью.

Вернемся к нашему эксперименту и запишем этапы кипения, которые пронаблюдали:

Испарение с поверхности жидкости усиливается по мере увеличения температуры. Иногда может наблюдаться туман (сам пар не виден).

На дне и стенках сосуда появляются пузырьки воздуха.

Вопрос учителя:

Почему пузырьки воздуха появляются на дне и стенках сосуда?

-Сначала нагревается сосуд, а затем жидкость на дне и у стенок. Так как в воде всегда есть растворенный воздух, то при нагревании пузырьки воздуха расширяются и становятся видимыми.

Пузырьки воздуха начинают укрупняться, появляются по всему объему, причем в пузырьках будет не только воздух, но и водяной пар, так как вода начнет испаряться внутрь этих пузырьков воздуха. Появляется характерный шум.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Подходы и отличительные черты личностно-ориентированного обучения
Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие понятия. Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифф ...

Сущность экологического воспитания
Экологическое воспитание — составная часть эстетического и нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, этичного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Эколог ...

Функциональные электроактивные материалы в содержании учебного процесса магистратуры ХФ
Данная глава посвящена рассмотрению роли и места таких интересных в практическом отношении и широко востребованных в настоящее время электроактивных материалов содержании обучения студентов и магистрантов ХФ. Первая часть главы относится к собственно электроактивным материалам, их значению в практи ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru