Поясним это явление.
При достаточно большом объеме пузырька он под действием Архимедовой силы начинает подниматься вверх. Так как жидкость прогревается способом конвекции, то температура нижних слоев больше температуры верхних слоев воды. Поэтому в поднимающемся пузырьке водяной пар будет конденсироваться, а объем пузырька уменьшаться. Соответственно давление внутри пузырька будет меньше, чем давление атмосферы и столба жидкости, оказываемое на пузырек. Пузырек будет захлопываться. Слышен шум.
При определенной температуре, то есть когда в результате конвекции прогреется вся жидкость, с приближением к поверхности объем пузырьков резко возрастает, так как давление внутри пузырька станет равным внешнему давлению(атмосферы и столба жидкости). На поверхности пузырьки лопаются, и над жидкостью образуется много пара. Вода кипит.
Итак, признаки кипения:
много пузырьков лопается на поверхности;
много пара.
Условие кипения: давление внутри пузырька равно давлению атмосферы плюс давление столба жидкости над пузырьком.
Что же такое кипение?
-Кипение – это парообразование, которое происходит в объеме всей жидкости при постоянной температуре.
Какая температура называется температурой кипения?
-Температура, при которой жидкость кипит, называется температурой кипения.
Исследуем зависимость температуры кипения от внешнего давления.
Демонстрация: колбу с кипящей жидкостью снимем с плитки и закроем ее пробкой с вставленной в нее грушей. При нажатии на грушу кипение в колбе прекращается. Почему?
-При нажатии на грушу мы увеличили давление в колбе, и условие кипения нарушилось.
Таким образом, мы показали, что с увеличением давления температура кипения увеличивается.
Демонстрация: стакан с холодной водой и вставленным в нее термометром помещаем под стеклянный колокол. С помощью насоса откачиваем из под него воздух. По мере уменьшения давления в стакане наблюдаем этапы закипания жидкости, при этом температура остается низкой.
Температура кипения зависит от давления.
Температура кипения некоторых веществ, приведена в таблице учебника. Рассмотрим ее.
Вопросы по таблице:
-У каких веществ минимальная температура кипения? Максимальная?
-От чего это зависит? Что определяет температуру кипения для того или иного вещества?
Возьмем на заметку! Так как кипение происходит при постоянной температуре для данного вещества, то при приготовлении пищи можно убавить горелку, если вода уже закипел. Тем самым сэкономить топливо.
Сравним два способа парообразования:
Общие признаки: это явления парообразования, которые зависят от внешнего давления и рода вещества.
Различия:
Испарение происходит с поверхности жидкости, при любой температуре.
Кипение происходит во всем объеме, при определенной для каждого вещества температуре.
3. Закрепление нового материала:
1. Что называется кипением?
2. Каковы этапы закипания жидкости?
3. Можно ли считать шум признаком кипения?
4. Каковы признаки кипения?
5. При каком условии жидкость кипит?
6. Какую температуру называют температурой кипения?
7. Как зависит температура кипения от внешнего давления?
8. Что общего и в чем различие между испарением и кипением?
9. На чем основан принцип действия кастрюли скороварки?
10.Для стерилизации медицинских инструментов кипячением используют металлические коробки с плотно подогнанной крышкой. Почему? И почему открывать их нужно очень осторожно?
11.Могут ли туристы сварить яйцо вкрутую, находясь высоко в горах?
4. Оценивание работы учащихся.
5. Домашнее задание:
Психолого-педагогические особенности обогащения лексического запаса младших
школьников
После того как ребенку исполняется годик, он пытается произносить первые в его жизни слова. Обычно дети начинают говорить в 12-15 месяцев. Это, конечно, не означает, что все у малыша получается четко и складно. Более трудные слова он пока еще не может выговаривать. Однако даже по отдельным, неправи ...
Изучение личностных особенностей подростков с легкой степенью умственной
отсталости и подростков с сохранным интеллектом
Результаты исследования личностных особенностей (экстраверсии-интроверсии и нейротизма) по методике Айзенка подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 3. Рис. 3. Средне-групповые значения свойств личности подростков с легкой степенью ...
Способы конструирования и структурирования содержания образования
Есть несколько способов конструирования и структурирования содержания образования, которые на практике определяют способы разработки образовательной программы и написания учебника (Ч. Куписевич, В. Оконь). Первый способ — это линейное построение учебного материала. В такой структуре отдельные части ...