Психологические трудности дошкольников

Страница 5

Полученные результаты иссле­дования подтвердили предположение о наличии конфликт­ных отношений со сверстниками у некоторых детей и позволили выделить группы: малообщительного и открыто конфликтующего поведения.

Исследование симптоматики конфликтов позволило также уточнить специфику детского неблагополучия и, в соот­ветствии с ней дифференцировать некоторые подгруппы. Вместе с тем рассмотрение неблагополу­чия только в рамках малообщительного или открыто конфликтую­щего поведения мешало выявлению его подлинных, психоло­гических причин. Ответить на вопросы, почему к одним из де­тей указанных групп сверстники относятся доброжелательно, к другим – нет, а третьих активно избегают, почему сами не­благополучные дети в одних случаях стремятся к совместным играм, в других – уходят от них, оказалось невозможным.

Разными по содержанию причинами вызывается и неблагопо­лучие детей, недостаточное владение игровыми навыками, сочетаемое с отсутствием развитых спосо­бов положительного общения; излишняя импульсивность, подвиж­ность ребенка, препятствующая реализации адекватных способов сотрудничества (в этих двух случаях сверстники активно избе­гают контактов с ребенком); неправильная сформированность потребности в совместной игре, преобладание эгоистических, авторитарных тенденций.

В подобных случаях ребенок приходит в группу детского сада уже потенциальным носителем будущих серьезных осложнений в своих отношениях с детьми. В результате действия сверстников приобретают в его глазах негативную окраску, представляясь все более несправед­ливыми, и вызывают у ребенка напряженное аффективное сос­тояние, находящее, как правило, выход в открытом эмоцио­нальном протесте, в отрицательных поведенческих реакциях (повышенной обидчивости, упрямстве, недоверчивости, грубости, озлобленности, вплоть до элементов агрессии), что уже свиде­тельствует о качественном изменении отношения к детям и всей направленности его поведения.

Углубление и обострение переживаний ведет к все большей фиксации на них формирующегося самосознания. В результате никакого «движения вперед» в этой сфере не происходит: ни в субъективном плане, так как оно «застревает» на неуспехе, ни в объективном, ибо негативное отношение сверстников способ­ствует формированию у ребенка неправильного представления о себе, резкому снижению самооценки и уровня притязаний. Исследования притязаний ребенка обнаруживают, что даже при наличии объективных возможностей и умений в какой-либо деятельности такие дети стремятся к наиболее легким зада­ниям из-за боязни не справиться.

Успех в игре столь значим для ребенка данного возраста, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований личности – уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания.

Обнаружено, что ситуация неуспеха в игре, порождаемая про­тиворечиями в операциях, бло­кирует существенную, чрезвычайно устойчивую и, ничем не компенсируемую для младшего дошкольника потребность в совместной игре. В результате искажается полно­ценное развитие важнейших личностных структур: эмоций, потреб­ностей, самосознания. Ситуация неуспеха в игре оказывается негативной для развития личности ребенка. Возни­кающие и упрочивающиеся в условиях такой ситуации повышен­ная обидчивость, упрямство, грубость, а также равнодушие к окружающему неблагоприятные психологические новообразования – могут со временем породить устойчивые черты харак­тера, которые уже самостоятельно отрицательно воздействуют на развитие личности такого ребенка, на его отношения с окружающими людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новые статьи:

Проведение заключительного этапа эксперимента. Результаты педагогического эксперимента
На заключительном этапе эксперимента для проверки уровня развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников после формирующего этапа мы провели контрольный срез, на котором учащиеся должны были, как и на констатирующем этапе выполнить три задания. Контрольный этап эксперимента был ...

Выбор музыкального произведения для беседы
«Щелкунчик» — соч. 71, балет Петра Ильича Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Эрнеста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». Щелкунчик - это добрый друг и старый знакомый, который не раз приходил к нам в гости, и ещё много раз придёт… И каждый знает своего собственн ...

Типология игр для дошкольников
Различают игры. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные). По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). По отношению к структуре у ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru