Психологические трудности дошкольников

Страница 5

Полученные результаты иссле­дования подтвердили предположение о наличии конфликт­ных отношений со сверстниками у некоторых детей и позволили выделить группы: малообщительного и открыто конфликтующего поведения.

Исследование симптоматики конфликтов позволило также уточнить специфику детского неблагополучия и, в соот­ветствии с ней дифференцировать некоторые подгруппы. Вместе с тем рассмотрение неблагополу­чия только в рамках малообщительного или открыто конфликтую­щего поведения мешало выявлению его подлинных, психоло­гических причин. Ответить на вопросы, почему к одним из де­тей указанных групп сверстники относятся доброжелательно, к другим – нет, а третьих активно избегают, почему сами не­благополучные дети в одних случаях стремятся к совместным играм, в других – уходят от них, оказалось невозможным.

Разными по содержанию причинами вызывается и неблагопо­лучие детей, недостаточное владение игровыми навыками, сочетаемое с отсутствием развитых спосо­бов положительного общения; излишняя импульсивность, подвиж­ность ребенка, препятствующая реализации адекватных способов сотрудничества (в этих двух случаях сверстники активно избе­гают контактов с ребенком); неправильная сформированность потребности в совместной игре, преобладание эгоистических, авторитарных тенденций.

В подобных случаях ребенок приходит в группу детского сада уже потенциальным носителем будущих серьезных осложнений в своих отношениях с детьми. В результате действия сверстников приобретают в его глазах негативную окраску, представляясь все более несправед­ливыми, и вызывают у ребенка напряженное аффективное сос­тояние, находящее, как правило, выход в открытом эмоцио­нальном протесте, в отрицательных поведенческих реакциях (повышенной обидчивости, упрямстве, недоверчивости, грубости, озлобленности, вплоть до элементов агрессии), что уже свиде­тельствует о качественном изменении отношения к детям и всей направленности его поведения.

Углубление и обострение переживаний ведет к все большей фиксации на них формирующегося самосознания. В результате никакого «движения вперед» в этой сфере не происходит: ни в субъективном плане, так как оно «застревает» на неуспехе, ни в объективном, ибо негативное отношение сверстников способ­ствует формированию у ребенка неправильного представления о себе, резкому снижению самооценки и уровня притязаний. Исследования притязаний ребенка обнаруживают, что даже при наличии объективных возможностей и умений в какой-либо деятельности такие дети стремятся к наиболее легким зада­ниям из-за боязни не справиться.

Успех в игре столь значим для ребенка данного возраста, что его отсутствие приводит к снижению важнейших образований личности – уровня притязаний и связанной с ним самооценки, к искажению детского самосознания.

Обнаружено, что ситуация неуспеха в игре, порождаемая про­тиворечиями в операциях, бло­кирует существенную, чрезвычайно устойчивую и, ничем не компенсируемую для младшего дошкольника потребность в совместной игре. В результате искажается полно­ценное развитие важнейших личностных структур: эмоций, потреб­ностей, самосознания. Ситуация неуспеха в игре оказывается негативной для развития личности ребенка. Возни­кающие и упрочивающиеся в условиях такой ситуации повышен­ная обидчивость, упрямство, грубость, а также равнодушие к окружающему неблагоприятные психологические новообразования – могут со временем породить устойчивые черты харак­тера, которые уже самостоятельно отрицательно воздействуют на развитие личности такого ребенка, на его отношения с окружающими людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новые статьи:

Анализ полученных результатов исследования
В ходе эксперимента разработана примерная программа по формированию культуры межнациональных отношений у младших подростков. С направлениями работы по программе были ознакомлены классные руководители 5-9 классов школы №536 и учителя-предметники. В плане апробации данной программы с учащимися 5-А кл ...

Особенности урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной ...

Понятие «сеть дошкольных учреждений» и особенности образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа
Понятие «сеть дошкольных образовательных учреждений» возможно определить как «совокупность взаимодействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образовательных учреждений различных видов». То есть сетевой принцип организации дошкольных образовательных учреждений предполагает, прежде все ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru